Основные виды педагогической деятельности

Образование и воспитание » Конструктивная деятельность учителя музыки » Основные виды педагогической деятельности

Страница 1

Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа.

Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. А преподавание - это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. По большому счету, педагогическая и воспитательная деятельность - понятия тождественные. Такое понимание соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания.

Обучение, раскрытию сущности и содержания которого посвящено много исследований, лишь условно, для удобства и более глубокого его познания, рассматривается изолированно от воспитания. Неслучайно педагоги, занимающиеся разработкой проблемы содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.), неотъемлемыми его компонентами наряду со знаниями и умениями, которыми человек овладевает в процессе обучения, считают опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Без единства преподавания и воспитательной работы реализовать названные элементы образования не представляется возможным. Выражаясь образно, целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте - это процесс, в котором воедино слиты "воспитывающее обучение" и "обучающее воспитание (А.Дистервег).

Сравним в общих чертах деятельность преподавания, имеющую место как в процессе обучения, так и во внеурочное время, и воспитательную работу, которая осуществляется в целостном педагогическом процессе.

Преподавание, осуществляемое в рамках любой организационной формы, а не только урока, имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели. Преподавание – управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых – один из компонентов процесса обучения. Преподавание реализуется как непосредственно педагогом, так и в опосредованной форме и предполагает встречно направленный процесс учения. Деятельность преподавателя включает в себя: отбор, систематизацию, структурирование, восприятие, осознание и овладение учебной информацией и методами работы с нею учащихся и предъявление её обучаемым в педагогической практике; организацию рациональной, эффективной, адекватной задачам обучения деятельности каждого обучаемого по овладению предлагаемой системой знаний и умений. Деятельность преподавателя предполагает также планирование и организацию им собственной работы. В этом контексте управление как педагогическое воздействие носит не столько корректирующий, сколько формирующий характер и направлено на образование обучаемого, развитие у него различных структур умственной деятельности и на воспитание личности. Деятельность преподавателя направлена на выявление условий организации учебной работы, соблюдение которых позволит обучаемому сознательно ориентироваться в предмете, актуализировать полученные знания и умения, осуществлять самоконтроль. Каждый акт преподавания должен вносить определённые изменения как в характер деятельности обучаемого, так и в процесс его становления как личности. Для этого преподаватель проводит тщательный анализ целей обучения применительно к различным ситуациям обучения, к конкретному учебному предмету и каждому его разделу. Цели обучения на каждом занятии формируются как определение типовых задач, ради решения которых и организуется обучение. Без определения таких задач цели занятия оказываются недостаточно конструктивными, их достижение затруднено, они не поддаются педагогическому контролю. При разработке своей программы обучения преподаватель должен оценить, какие знания, с какой целью, и в какой степени он предполагает сформировать у учеников в результате изучения ими конкретного материала. Для этого необходимо учесть особенности отдельных видов деятельности обучаемых, которая обеспечит достижение поставленных учебных целей. Большое значение имеет определённая последовательность действий обучающихся, операционный состав этих действий (исполнительских, оценочных и ориентировочных), нахождение способов мотивации обучаемых к участию в познавательной деятельности. Это — первая задача преподавания в структуре обучения.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Структура эмоциональных реакций дошкольника
К дошкольному возрасту изменяется структура самих эмоциональных реакций. 1. Эмоциональная сфера. Малыши. Восприятие аффективно окрашено. Эмоциональность обусловлена конкретной ситуацией: - Может ли получить предмет - Успешно ли действует с игрушкой - Помогает ли ему взрослый Дошкольники. Более спок ...

Дошкольная педагогика Германии
Отцом всей дошкольной педагогики я считаю Фридриха Фребеля. Закончив в 1801 Йенский университет, в возрасте девятнадцати лет он начал работать у И.Г. Песталоцци в Ивердонском институте. В 1837 году, умудренный опытом, он открыл в Бланкенбурге (Тюрингия) учреждение для игр и занятий детей младшего в ...

Отечественный и зарубежный опыт непрерывного обучения информатике с 1 по 11 класс средней общеобразовательной школы
Возраст, с которого дети начинают изучать информатику, неуклонно снижается. Об этом свидетельствует, как зарубежный, так и отечественный опыт, показывающий, что школьники младшего и среднего возраста хорошо усваивают основы информатики. В этой связи актуальными становятся принципы построения учебны ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru