Медресе было учебным заведением с общежитием и помещалось в специальном здании.
Типичная постройка медресе представляло собой каре из худжр (келий). При медресе имелась мечеть, чтобы учащиеся могли аккуратно исполнять все намазы (молитвы). Учеба в медресе, могла открыть дорогу для получения доли вакуфного дохода. В содержании обучения в медресе центральное место занимало богословие, т.е. изучение текста Корана, толкований на него и толкований на толкования.
На базе Корана развивалось мусульманское правоведение, которым руководствовались кази (судьи). Поэтому в курсе медресе ведущее место занимали юридические науки и религиозно – мусульманский юридический учебник «Хидоя», где освещены разные правовые вопросы.
В связи с подготовкой проповедников в медресе проходилась также формальная логика. Знакомство с геометрией имело практическое значение. В целях подготовки проповедников и юристов учащихся медресе приучали к диспутам.
Основными культурными центрами Средней Азии в IX–XII веке были Самарканд, Бухара и особенно Ургенч, куда стекались крупнейшие представители учебного мира того времени.
В IX–XII вв. формируются основные культурно-просвещенческие центры, которые вступают на путь новаторства и достижений. В системе сменяющих друг-друга султанатов Саманидов, Газневидов, Караханидов, Хорезм-шахов творческие достижения лежат в русле наук, городской культуры и развивающегося средневекового ремесла.
Наряду с усилением влияния ислама возрастала потребность в развитии светских знаний и естественных наук, приведя в результате к синтезу культур различных народов халифата – арабских, персидских, среднеазиатских, индийских и др., широко распространившихся на Ближнем Востоке греческой культуры. Развивавшаяся на протяжении нескольких веков эллинизированная культура на территории нынешнего Узбекистана пережила свои взлеты и падения. Традиция, когда-то разрушившая себя, созидает себя вновь, уже в новых условиях и в новом качестве.
Расцвет торговли, ремесленного производства способствовал развитию математики, медицины, астрономии, химии, философии, лингвистики, литературы.
Развитие естественнонаучных знаний в IX–X вв. привело к появлению особых тенденций во взглядах на природу, бытие, разум человеческого существования. Родоначальниками естественнонаучной мысли в Средней Азии были Мухаммад ибн Мусса Хорезми, Ахмад ибн Мухаммад ибн Каср Фергани, Абу Али ибн Сина, Абу Райхон Беруни и мн. др. ученые.
Широкое распространение в этот период получило философское наследие мыслителей древней Греции – Платона, Сократа, Эпикура и особенно Аристотеля, учение которого сыграло решающую роль в развитии восточного перипатетизма, представляющего ведущую прогрессивню школу философов средневекового Востока, в том числе Средней Азии.
В IX–XII вв в экономической и культурной жизни общества значительно возросла роль Хорезма, соединившего торговые пути Хорасана с Россией.
Наиболее оживленным в культурном отношении городом при саманидах была Бухара. Сам Абу Али ибн Сино именно здесь, в одной из книжных лавок, нашел нужное ему сочинение Фароби, которое помогло ему получить ясное представление об учение Аристотеля.
Славилась саманидская Бухара и своей библиотекой, находившейся в эмирском дворце. Ибн Сино имел возможность работать в этой библиотеке, получив на то разрешения от эмира Нуха ибн Мансура (976 – 997 гг.). В своей автобиографии Ибн Сино дает ее краткое описание. Библиотека занимала ряд комнат. В каждой комнате хранились рукописные книги по какой-нибудь специальной отрасли: в одной комнате – по мусульманскому праву, в другой – произведения поэтов и т.д. Хранились рукописные книги в сундуках. Бухарская библиотека имела в то время в Передней Азии только одну соперницу – библиотеку во дворце буидского правителя Адуд ад-Даула (949–983 гг.) в Ширазе, описанную арабским географом Макдиси.
Статьи по педагогике:
Психолого-педагогические особенности процесса развития самооценивания младших
школьников
По мнению И.В. Шаповаленко, в возрасте 7–11 лет активно развивается мотивационная – потребностная сфера и самосознание ребёнка. Одним из важнейших становятся стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников, в первую очередь связанное с учебной дея ...
Современные тенденции иформировании идеалов в образовании
Любое цивилизованное государство должно задавать рамки образа идеальной личности – гражданина этого государства. Выдержки из Конституции РФ, ФЗ "Об образовании", "Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года" позволяют и нам обрисовать эти рамки: - государство ...
Педагогические требования к организации физкультурных
праздников
Физкультурные праздники в школе организуются в соответствии с программными указаниями, периодичность их проведения два раза в год. В начале года желательно четко спланировать физкультурные праздники, наметить их тематику. Это позволит предусмотреть наиболее целесообразное их сочетание с праздниками ...