Средства обучения и их особенности

Страница 3

В теоретической части учебника содержится материал различной степени сложности: материал для самостоятельных наблюдений; материал для ознакомления с определенной информацией в рамках данной темы; теоретические сведения, требующие осмысления, а не запоминания; материал для обязательного заучивания; сведения, имеющие сугубо практическое значение.

В связи с этим учителю предоставляется возможность по-разному использовать теоретические сведения в работе со школьниками, учитывать их интересы и способности на этапе анализа явлений, формулирования выводов и обобщений. Сильным учащимся предлагаются вопросы и задания для самостоятельного наблюдения фактов и явлений языка. Этой группе школьников адресованы вопросы и задания повышенной трудности, помеченные специальным значком (в списке условных обозначений в учебниках для каждого класса).

При освоении теоретических сведений, которые необходимо только осознать без обязательного запоминания, нужно привлечь к работе средних учащихся, так как они могут не придать им должного значения, не сориентироваться в материале, что приведет к нежелательным результатам при формировании умений.

При выполнении заданий, направленных на формирование умений и навыков, индивидуальный подход тоже может быть реализован. Наличие в упражнениях заданий различного характера позволяет учителю дифференцированно подходить к организации их выполнения и проверки.

Таким образом, и теоретические, и практические материалы учебников и учебных пособий дают возможность дифференцировать их по степени важности, сложности, практической значимости, учитывать индивидуальные особенности школьников при изучении определений и правил, в процессе формирования умений и навыков.

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие основные признаки, которым должен соответствовать хороший учебник и учебное пособие:

доступное научное изложение, формирующее у ученика логичность, доказательность мышления, познавательную активность и интересы;

ведущая роль теоретических положений, определяющих систему и характер практических навыков и умений;

удачный подбор фактов, пояснений, примеров, иллюстраций, позволяющих усвоить содержание научного материала;

интересные упражнения, практические работы, задания на сообразительность, пытливость мысли;

связь учебного материала с жизнью и бытом людей;

хорошее оформление;

соответствие учебника и учебного пособия школьной программе.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по педагогике:

Стиль общения "Учитель-Ученик"
Педагогическое общение, в частности, проблема стиля "Учитель-Ученик" была предметом изучения еще в прошлом веке. Так, например, вопрос об установлении сотрудничающего стиля взаимодействия между педагогом и обучаемым, как показал анализ педагогических журналов, ставился еще в 60-е годы 19 ...

История развития педагогической антропологии
Педагогическая антропология как определенная научная область стала формироваться в XIX в., что оказалось возможным благодаря обширному наследию философии, которая практически с Античности разрабатывала вопросы сущности человека и его воспитания. Мыслители древности и Средневековья (Конфуций, Сократ ...

Проверка эффективности экспериментальной работы по формированию музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр
Для того, чтобы проверить эффективность нашей экспериментальной работы, было проведено контрольное обследование детей среднего дошкольного возраста экспериментальной группы. Задача контрольного эксперимента: - выявить динамику сформированности уровня музыкальных способностей у детей среднего дошкол ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru