Процесс чтения в историческом аспекте

Страница 5

Большим минусом методики является то, что малышу сложно научиться читать по буквам, освоить хитрости звукобуквенного анализа тоже проблематично, а запомнить внешний вид всех слов русского языка просто невозможно.

К лингвистическим методам обучения чтению относится метод целого текста. Больше апеллирует к языковому опыту ребёнка. Например, даётся книга с увлекательным сюжетом. Ребёнок читает, встречает незнакомые слова, о смысле которых ему нужно догадаться с помощью контекста или иллюстраций. При этом поощряется не только чтение, но и написание собственных рассказов. Цель — сделать процесс чтения приятным. Если ребёнок читает слово неправильно, его не исправляют. Согласно этому методу, чтение, как и освоение разговорного языка — естественный процесс, и дети способны освоить все его тонкости самостоятельно.

Слоговой метод. Складом считается слияние согласной с гласной, отдельно гласная в качестве слога, отдельно согласная (в закрытом слоге), согласная со знаком. Например, КО-РО-ВА, КА-ПИ-ТА-Н, А-И-С-Т. Младенец начинает говорить МА-МА по складам, а не по буквам или целым словом. По складам же легче и естественней научить его читать. Основоположником слогового принципа в обучении чтению стал Н. А. Зайцев, придумавший свои знаменитые кубики. Созданные им кубики для обучения чтению эффективны даже при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии.

"Важными достоинствами учебных приёмов Н.А.Зайцева являются -формирование правильной осанки, высокий уровень двигательной активности, улучшение дикции, раскрепощение индивидуальных особенностей ребёнка, в противовес ещё одной беде традиционного образования, строго ориентированного на некоего безликого среднестатистического ученика".

По мнению Н.А.Зайцева нельзя ребёнка заставлять зубрить то, чего он не понимает. Задача учителя - сделать максимально понятным для ученика то, что он изучает. Педагог нашёл выход в самой природе ребёнка, в присущих ему формах и способах постижения мира. Начал обучение без каких-либо словесно-логических объяснений, включая ребёнка в деятельность, связанную с изучаемым объектом. Именно Н.А.Зайцеву удалось методически обеспечить достижение понимания как цели обучения. Обучение чтению и обучение речи по методике педагога идут параллельно, помогая одно другому.

Кубики Н.А. Зайцева - уникальное пособие для обучения чтению как детей, так и взрослых, приступающих к изучению русского языка. Дети четырёх- пяти лет начинают читать через несколько получасовых занятий, шести – семи лет - на втором - третьем, взрослые - на первом занятии. В основу методики положен не звуковой, не буквенный, не слоговой даже, а складовой принцип. Склады в таблицах и на кубиках благодаря систематизации, цвету, размеру, объёму и заполнению кубиков различным материалом легко различаются по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости, соотносятся по сходству, смежности и различию, что ведёт к их более быстрому и осознаваемому восприятию и запоминанию. Этому же помогает пропевание блоков и цепочек складов на несколько мелодий.

Метод М. Монтессори относится к группе лингвистических методов. Мария Монтессори давала детям буквы алфавита и учила узнавать их, писать и произносить. Позже, когда дети научались соединять звуки в слова, она предлагала соединять слова в предложения.

Особенностью этой методики является то, что дети сначала учатся писать, а потом уже читать. Причем, начинается обучение с прописных букв, а не с печатных, так как круговые движения детям даются легче. Мария Монтессори обосновывает это тем, что мелкая моторика рук развивает речь, нервные окончания пальцев, стимулируют речевые центры в коре головного мозга. Поэтому обучение чтению начинается с накопления сенсорного опыта. Дети лепят из пластилина прописные буквы, выкладывают из них слоги и слова, затем используют вырезанные прописные буквы из шершавой бумаги, карточки с наклеенными шероховатыми буквами, которые малыши обводят пальчиками, запоминая тем самым начертания букв. Учатся составлять слова из "подвижного алфавита". Гласные буквы вырезаны или слеплены из красного материала, согласные – из синего. В дальнейшем используются карточки со слогами. Играют дети и в игру "Угадай-ка", завязав глаза, дотрагиваясь до букв, угадывают их. Следующий этап - глядя на уже знакомые буквы, ребенок прописывает их на дощечке и уж потом воспроизводит на бумаге, вслух проговаривая то, что пишет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Виды моделирования. Графическое моделирование как основное средство
Глубина и значимость открытий, кото­рые делает младший школьник, решая задачи, определяется характером осущест­вляемой им деятельности и мерой ее освоения, тем, какими средствами этой деятельности он владеет. Для того чтобы ученик уже в начальных классах мог выделить и освоить способ решения широко ...

Формирование эстетических принципов в театре Вахтангова
Режиссерская манера Вахтангова претерпела значительную эволюцию за 10 лет его активной творческой деятельности. От предельного психологического натурализма первых постановок он пришел к романтической символике «Росмерсхольма». А далее — к преодолению «интимно-психологического театра», к экспрессион ...

Формы контроля
В соответствии с формами обучения на практике выделяют 5 форм контроля: 1. Индивидуальная 2. Групповая 3. Фронтальная 4. Взаимный контроль 5. Самоконтроль 1. Индивидуальный контроль. При индивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru