Педагогические условия развития техники чтения детей в начальной школе

Страница 5

В процессе педагогического взаимодействия школы и семьи реализуются следующие принципы:

системности (связь с администрацией школы, школьной библиотекой, учреждениями дополнительного образования, преемственность в вопросах воспитания младших школьников);

комплексности (интеграция работы классных руководителей, учителей-предметников, сотрудников библиотек, родителей в процессе становления педагогического взаимодействия);

превентивности (раннее выявление "нечитающих" детей, незаинтересованных в совместной деятельности родителей, и активная профилактическая работа с ними);

творчества (организация ЕЧП обеспечивает развитие индивидуальных способностей, возможностей школьников в творческой читательской деятельности, с использованием поисковых, исследовательских методов работы).

Ориентируясь на вышеперечисленные принципы, стоит отметить, что учитель — это посредник между родителями, детьми, учебными заведениями, это менеджер, который осуществляет интеграцию школьных ресурсов, библиотечной базы и образовательного потенциала семьи. Учитель — это человек, призванный стимулировать тенденцию школьника к самоактуализации, самообразованию через удовлетворение его читательских потребностей. Степень координации и интеграции деятельности всех субъектов ЕЧП зависит от умения учителя согласовать и упорядочить эту работу. Роль учителя как менеджера не в единоличном распорядительстве, а в координации взаимодействий, в постоянном регулировании связей, отношений всех субъектов ЕЧП.

Основной акцент в организации ЕЧП учителю нужно делать на мотивы, ценности, читательские интересы школьников, на формирование механизма читательских, творческих отношений, на самоактуализацию и нравственность. Учитель как ключевая фигура, координатор, не распоряжается, а воспитывает, обучает, мотивирует субъектов ЕЧП на творческую деятельность, сам актуализируясь вместе с ними.

Ожидаемый результат реализации педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи в рамках ЕЧП — становление школьника как активного, творческого читателя, со своими сформированными представлениями о книге как ценности, о методах и способах работы с ней; улучшение навыка чтения, повышение педагогической компетентности родителей, улучшение их отношений с детьми.

Условием педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи является развитие рефлексивной позиции в процессе формирования самостоятельной читательской активности школьников. В настоящее время понятие "рефлексия" все чаще звучит в педагогическом лексиконе. Само понятие возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. В психологии рефлексию рассматривают как процесс самопознания субъектом своего внутреннего мира, состояния, психических процессов. С точки зрения педагогической науки рефлексию можно рассматривать как механизм усвоения, как условие появления у субъекта новых способов деятельности и новых способностей. Под рефлексивной позицией следует понимать способность субъекта к осмыслению жизненных реалий и соотнесение их с установками, взглядами и представлениями на основе своего жизненного опыта. Рефлексивная позиция отражает единство субъективного и объективного в становлении личности, формирующейся в совместной деятельности с другими. В случае педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи, направленного на формирование самостоятельной читательской активности школьников, можно определить следующие признаки рефлексивной позиции: принятие, присвоение читателем-школьником жизненного и художественного опыта, отраженного в книге (познание мира и самопознание, самовоспитание, совершенствование эстетического вкуса и др.); расширение "читательского горизонта", приобретение новых стимулов и ориентиров, интерес к новым темам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Статьи по педагогике:

Психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста
Старший подростковый возраст исследуется и характеризуется в специальной литературе, во-первых, как граница детства, во-вторых, как граница взросления с радикальными переменами социальных ролей. Период старшего подросткового возраста можно определить как период взросления. Как отмечает М. Кле, разв ...

Эмоции и мотивы
Регуляция действий может происходить в двух принципиально различных формах: в форме непосредственной реакции и в форме целенаправленной активности. Более элементарные формы поведения человека - реактивные - являются эмоциональными процессами, более сложные - целенаправленные - осуществляются благод ...

Особенности восприятия и изучения лирики
Основными особенностями лирических произведений, отмеченных в трудах литературоведов, являются следующие: изображение характера в отдельном проявлении, в конкретном переживании; субъектированность этого изображения, индивидуализация его. Непосредственное переживание отодвигает на второй план жизнен ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru