Педагогические условия развития техники чтения детей в начальной школе

Страница 9

Главной задачей опытно-экспериментальной работы была задача выявить эффективность применения различных методов и приёмов развития техники чтения учащихся начальных классов, диагностика навыка чтения на различных этапах его формирования.

В ходе теоретического анализа психолого–педагогической и научно – методической литературы были выявлены творческие упражнения, способствующие развитию техники чтения на уроках в начальной школе.

Экспериментальные исследования проводились на базе ГУ "Гимназия № 46" в 1 "И" экспериментальном и 1 "А"-контрольном классе на протяжении двух лет обучения-2009-2010(первый класс), 2010-2011(второй класс) учебные годы.

Опытно- экспериментальная работа проходила в несколько этапов:

1 этап - констатирующий эксперимент (диагностика уровня развития навыка чтения - скорости, правильности, выразительности, осознанности, способа чтения; диагностика индивидуально – психологических особенностей учащихся и читательского кругозора);

2 этап - формирующий эксперимент(реализация творческих упражнений, направленных на развитие навыка чтения) ;

3 этап - анализ результатов опытно-экспериментальной работы,

На первом этапе исследования применялась методика Г. Айзенка по изучению индивидуально-психологических черт личности, наблюдения за учащимися (приложение А). В выборе средств диагностики мы руководствовались теорией методики обучения чтению профессора Светловской Н.Н. Согласно этой теории работа по формированию правильной читательской деятельности читательской самостоятельности начинается с диагностики психологического портрета класса, определения среднего уровня скорости чтения, качества чтения и читательского кругозора детей.

Для определения скорости и качества чтения были использованы замеры, которые проводились с помощью текстов для проверки техники чтения учащихся из методического пособия В.Г. Горецкого, Л.И. Тикуновой. При проведении экспериментального отслеживания техники чтения соблюдались условия, характерные для любого мониторинга: системность и продолжительность во времени, сравнимость, объективность, комфортность.

Велось отслеживание по направлениям: темп чтения, правильность, выразительность, осмысленность.

Перед проведением замеров была изучена методическая литература и выявлены следующие требования, предъявляемые к навыку чтения учащихся начальной школы: К чтению учащихся начальной школы предъявляются следующие требования:

"1-й класс. Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.

2-й класс. Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

3-й класс. Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами "про себя" и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

4-й класс. Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста".

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Статьи по педагогике:

Морфофункциональные особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст считают наиболее благоприятным, он выделяется среди других возрастов наименьшей заболеваемостью. В это время происходит накопление сил для последующих этапов жизни. Рост физических сил происходит одновременно с умственным развитием. Нервная система. Границы младшего школьно ...

Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом ...

Актуализация информации, подготовка учащихся к чтению. Подготовительные упражнения
Какие литературные жанры вы знаете? Назовите их (ориентировка на жанр текста). Назовите художественные произведения, которые вы знаете: сказки, рассказы, повести и т.д. О чём там говорится? Назовите французских писателей, которых вы знаете. Знаете ли вы автора данной книги? (знакомство с автором кн ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru