Анализ ситуации в системе образования

Обратимся к основным свойствам существующей системы образования и тем проблемам и противоречиям с современными условиями, в которых оно функционирует:

· Единая программа для всех обучаемых

Противоречит уникальности каждого из нас. У каждого свои склонности, желания, а также видение своего будущего. Добавив к этому и то разнообразие профессий и возможностей, которые несет современный мир, то укатывание обучающихся в одинаковые банки сардин, явно не способствует их мышлению “вне коробки”.

· Актуальность преподаваемой информации

Современные технологии, знания, взгляды на мир меняются так быстро, что далеко не каждый преподаватель или специалист отрасли знаний способен уследить за темпом этих изменений, не говоря уже о способности объективно преподнести эту информацию.

· Осложненный доступ к современной информации

Классическая образовательная схема “по книжкам” примерно следующая. Попав на локальный рынок, издание появляется у специалистов, преподавателей. После изучения, литература может попасть в списки рекомендованной дополнительной литературы. В случае одобрения “высшим руководством” издание может попасть в список обязательной литературы.

Идея в том, что информация проходит слишком много этапов и узких мест, перед тем как попасть в поле видимости обучаемого.

· Свобода информации

На теме свободы информации сейчас подробно останавливаться не буду, тема глубокая и требует отдельного рассмотрения. Главная мысль в том, чтобы процесс образования конкретного человека был открытым и прозрачным для всех заинтересованных такой информацией. Начиная от родителей школьника, интересующихся чему и как учится их чадо, заканчивая работодателем отправившим, за свой счет, работников на курсы повышения квалификации или тренинг, который в свою очередь является потребителем результатов образовательного процессе и заинтересован в ее качественном уровне. Ведь не всегда по конечному результату знаний ученика, оцененному экзаменами, можно объективно оценить его знания и навыки, полученные в процессе обучения. Поэтому качество образования напрямую зависит от доступности и прозрачности информации для всех участников образовательного процесса

· Конкурентные механизмы образования

Хотя система образования функционирует в среде рыночной экономики, сама она во многих аспектах лишена этих признаков, особенно на нижнем и основополагающем уровне - уровне обучающего курса. Если проводить аналогию между товаром, который вывела на рынок предприятие и курсом обучения, которое предлагает учебное заведение, то различий не должно быть. Хотя в реальности ситуация иная. В ситуации с продуктом, нас никто не может заставить потреблять некачественный продукт, в ситуации с учебным курсом ученик находится в определенной зависимости от ранее принятых решений руководителями образовательного процесса, что в большинстве случаев исключает возможность отказа от потребления данного учебного курса.

Резюмируя можно сказать, что отсутствие у системы образования совершенных механизмов саморегуляции, присущие рыночной экономики, является важным минусом такой системы.

· Отсутствие собственной мотивации

· Отсутствие альтернативной точки зрения

· Отсутствие ориентированности на практический результат

В связи с этими проблемами в системе образования РБ целесообразно применять учебно-методические комплексы, которые смогут приблизить решение проблемы качества образования.

Статьи по педагогике:

Сложность характера и строения
С.А. Шмаков выделяет досуговые занятия, которые он классифицирует по характеру осуществляемой ребенком в свободное время деятельности. В связи с этим им определены такие виды досуга: - пассивный (зрительский, слушательский) и активный (деятельностный); - организованный (педагогически целесообразно ...

Виды и причины леворукости
И леворукие, и праворукие – не однородные группы. По признаку ведущей руки все человечество можно разделить на 5 групп: – сильно праворукие (во всех действиях ведущая правая рука); – сильно леворукие (во всех действиях ведущая левая рука); – не выраженно леворукие (отдают предпочтение левой руке); ...

Барьеры в педагогическом взаимодействии
Сложной, педагогически значимой проблемой педагогической психологии, психологии общения является проблема затруднений, или «барьеров» общения, с которыми человек сталкивается в деятельности, в общении. Хотя само явление трудностей понимания, интерпретации высказывания (текста) и его порождения в ди ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru