Таблица 5 – процентные показатели скорости чтения к концу второго класса
Темп чтения |
ЭК |
КК |
Норма |
34% |
44% |
Выше нормы |
46% |
20% |
Ниже нормы |
19% |
36% |
К концу второго года обучения учащиеся экспериментального класса стали допускать меньше ошибок при чтении. Показатели этого параметра в контрольном классе значительно не изменились (рисунок 3).
Рисунок 3 – количество детей, допускающих ошибки при чтении
К концу второго класса в экспериментальном классе увеличилось качество понимания прочитанного.Это видно по таблице 4.
Таблица 4 – качество понимания прочитанного (осмысленность) в первом классе
Качество понимания |
ЭК |
КК |
Понимают прочитанное полностью |
15 человек(57%) |
10 человек(40%) |
Понимают прочитанное частично |
11 человек(43%) |
15 человек(60%) |
Таблица 5 – качество понимания прочитанного (осмысленность) во втором классе
Качество понимания |
ЭК |
КК |
Понимают прочитанное полностью |
20 человек(76%) |
13 человек(52%) |
Понимают прочитанное частично |
6 человек(24%) |
12 человек(48%) |
К концу второго года обучения в экспериментальном классе при проверке осознанности чтения выявлено 6 человек, которые не полностью понимают смысл прочитанного. Лексическое значение некоторых слов этим учащимся непонятно, т.к. русский язык для них не является родным.
Ведётся работа по обогащению словарного запаса детей этой группы.
Повысился интерес детей к чтению. Дети охотно посещают школьную библиотеку, обмениваются книгами из домашней библиотеки. Тематика книг, которые они читают разнообразна. Любят делиться впечатлениями о прочитанном. Проводят презентации любимых книг.
Задачи направленные на развитие техники чтения, которые ставились перед началом эксперимента, были выполнены путём применения творческих упражнений на уроках литературного чтения.
Повышение скорости и одновременно качества чтения повлекло за собой расширение читательского кругозора, что в свою очередь способствовало развитию речи, памяти и внимания учащихся. Расширился словарный запас учащихся. Речь стала более грамотной, выразительной.
Анализ полученных данных свидетельствует о том, что в результате формирующего эксперимента школьники экспериментального класса повысили технику чтения. Считаю, что положительным изменениям способствовала проведённая с детьми работа – использование творческих упражнений на уроках литературного чтения.
Работа над техникой чтения - процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей.
Развивая навыки беглости чтения, важно помнить: мы одновременно должны развивать и познавательные психические процессы. Беглость чтения значима только в сочетании с ними. Чем правильнее чтение, тем выше его скорость. Чем быстрее идёт осмысление текста, тем успешнее работа по наращиванию темпа читаемого.Формирование навыка чтения оказывает существенное влияние на интеллектуальное развитие ребёнка.
При использовании приведенных упражнений и видов работ процесс совершенствование техники чтения идет легче и быстрее, совершенствуется устойчивость внимания, оперативная память. Упражнения по развитию техники чтения необходимы всем учащимся: одним эти упражнения помогают исправлять недостатки, другим – не терять приобретенные ранее навыки.
Статьи по педагогике:
Гуманизация педагогического взаимодействия как путь
антропологизации педагогического процесса
Ведущей антропологической идеей гуманистического воспитания является категория свободы. В исследованиях последнего десятилетия (О.С. Газман) гуманистическое представление о человеке предполагает рассмотрение его как существа природного (биологического), социального (культурного) и экзистенциального ...
Формирование эстетических принципов в театре
Вахтангова
Режиссерская манера Вахтангова претерпела значительную эволюцию за 10 лет его активной творческой деятельности. От предельного психологического натурализма первых постановок он пришел к романтической символике «Росмерсхольма». А далее — к преодолению «интимно-психологического театра», к экспрессион ...
Особенности эстетического воспитания детей с недостатками слуха
Эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического влияния на формирование у учащихся эстетического восприятия и понимания прекрасного в природе, искусстве, обществе, художественного вкуса и способности к художественному творчеству. Работа школы-интерната по эстетическому во ...