Уровень внешнего согласия учащихся с объективностью оценивания отметками их знаний учителем меняется от класса к классу. Из «средних» и «слабых» учеников с заниженной отметкой согласны: во 2-м классе – 23,6%, в 3-м классе – 36,1%, в 4-м классе – 43,3% учащихся. Основываясь на этих данных, приходим к выводу о крайне слабой оценочной основе учебной деятельности школьников.
Можно прийти к выводу, что сильным ученикам отметка мешает трудиться в полную меру их сил и способностей, задерживает их развитие, приучает получать похвалу, награду «5» и «4» не за труд, не за усилия. Всё это развращает учеников, воспитывает лень, стремление получать результаты легко. Талантливые дети обязаны так же настойчиво и упорно работать, как и их менее способные сверстники, иначе они со временем потеряют свои задатки. Как говорил П.И. Чайковский, «гениальность – это 1 процент гения и 99 процентов – потения».
Для выявления влияния оценки и отметки на ребёнка было проведено анкетирование учащихся вторых и третьих классов и были опрошены родители этих учащихся для определения значимости для них оценки и отметки детей и влияния этой значимости на детей. Всего было опрошено 36 учащихся, 9 родителей.
Анкетирование детей
Открытая анкета для учащихся 2-х и 3-х классов
Анкетирование проводилось во втором классе средней общеобразовательной школы №854 г. Москвы. Было опрошено 18 учащихся, которым предлагалось ответить на 8 вопросов с целью выяснения негативных и положительных сторон обучения (в том числе и оценочной стороны). Вопросы анкеты представлены в приложении 1.
Вопросы помогают установить и решить ряд проблем, возникающих в школе.
а) Вопрос №1 показывает осознание ребёнком значение школы. Анализ ответов учащихся на первый вопрос показал, что 83,4% опрошенных осознают необходимость обучения, они ходят в школу «за знаниями», «для познавания окружающего мира», «чтобы научиться читать и писать». Дети хотят учиться, учитель не отбил у них желания учиться оценочной деятельностью, поощрениями и наказаниями. В то же время, 5,6% составляют учащиеся, которые ходят в школу, «чтобы получать пятёрки». 11% учащихся не ответили на вопрос.
б) Вопросы №№2,3 определяют требования учеников к учителю, показывают положительные и отрицательные стороны поведения учителя. Среди положительных сторон поведения учителя учащиеся выделили личностные качества и оценочную деятельность учителя. Второй вопрос позволяет определить те главные качества, которыми должен обладать учитель и которыми обладает их учитель: «доброта», «ласка», «красота», «крепкие нервы», забота об учениках («ждёт, когда кто-нибудь не успевает»). Личностные качества учителя назвали 88,9% учащихся, из них 11,1% опрошенных ответили, что в учителе им нравится абсолютно всё. На оценочную деятельность учителя указали только 11,1% опрошенных. В частности этим учащимся нравится то, «что учитель ставит 5 и 4».
Ответы на третий вопрос позволяют установить отрицательные качества, которые свойственны учителю в современной школе. Среди отрицательных сторон учащиеся выделили личностные качества учителя, организацию процесса обучения, оценочную деятельность учителя. На личностные качества стиль управления учителя, при помощи которых учитель держит дисциплину в классе, психологически воздействуя на учеников, указали 45% учащихся. Детям не нравится, когда учитель «ругается», «кричит», им не нравится «злой» учитель. На неудовлетворённость организацией обучения указали 10% опрошенных: «делает замечания на уроке», «задаёт много уроков». Замечаниями учитель ставит ученика в неловкую ситуацию, наполняет его отрицательной энергией. На оценочную деятельность учителя указали 5% учащихся, в частности, им не нравится, когда учитель «ставит 3 и 2». Однако 40% учащихся не видят в учителе ничего плохого, им нравится в нём всё.
Таким образом, уже во втором классе 60% учащихся недовольны в чём-то учителем и только 40% считают учителя самым лучшим, для них он идеал и авторитет во всём, они хотят подражать ему и быть такими, как он.
в) Вопрос №4 показывает положительные стороны обучения. Анализ ответов на четвёртый вопрос позволяет выявить, что именно ученикам нравится в обучении, в школе. Так, 93,2% опрошенных назвали свои любимые предметы (в их числе русский язык, математика, чтение). Из них 3,4% составляют учащиеся, которым нравятся все предметы. Таким образом, детям нравится изучать и познавать. У них определяется интерес к какой-либо науке. В то же время, 6,8% составляют учащиеся, которым школа нравится не за предоставляемые знания, а за то, что происходит во внеурочное время. Учащиеся указывают: «В школе мне нравится, потому что в ней много друзей» и «В школе мне нравиться на переменках рассказывать анекдоты».
г) Вопросы №№5,6 и 7 раскрывают отрицательные стороны обучения, причины нежелания учиться. В ответах на пятый вопрос, ученики выказали недовольство по отношению к обучению, к процессу его организации. Проблем, мешающих овладению знаниями учащимися, оказалось достаточно много. Учащиеся (26,5%) указывают следующие причины, мешающие обучению: «мешают соседи» (учитель неправильно рассадил детей, создавая дискомфорт, не давая сосредоточиться на предмете); «контрольные работы» (ребёнок ставится в ситуацию стресса, неуверенности в силах, боязни не справиться с заданием); «маленькая перемена» (сильная нагрузка на уроке, перемены не хватает для разрядки организма ребёнка, вследствие чего возможно перенапряжение и переутомление); «получать 3 и 2» (для ребёнка это самое неприятное, он осознаёт, что он не справился. Это ситуация стресса, разочарования, огорчения, появляется неуверенность в себе. Ученик старается избежать подобной ситуации); «ругается учитель» (это сбивает ребёнка с мысли, ребёнок направлен на восстановление положительных эмоций, отвлекаясь от предмета).26,1% опрошенных ответили, что им всё нравится. Предметы, вызывающие негативное отношение, назвали 47,4% учеников.
Статьи по педагогике:
Формирование просветительской идеологии в средней Азии ХVI – ХIХвв
Культура и духовная жизнь XVI и первой половины XIX вв. В XVI в. средоточиями центров светских и религиознах знаний на Востоке являлись Бухара и Самарканд, затем Шошкент (Ташкент). Изучение светских и религиозных знаний большей частью проходило в медресе. Большие медресе в крупных городах в XVI в. ...
Характеристика форм внеклассной работы
Для эффективности обучения младших школьников культуре стран дальнего зарубежья следует проводить его на основе внеклассной работы. При изучении реальных ситуаций межкультурного контакта установлено, что эволюция восприятия человека, попавшего в незнакомую культуру, проходит три основных этапа. При ...
Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном
возрасте
Подростковый и ранний возраст отличается ростом самосознания, возрастающим интересом к собственному «Я». Учет этого обстоятельства оказывается принципиально важным в плане организации профессиональной ориентации школьников, поскольку способность к осознанному и уверенному выбору профессии в этом во ...