Вопрос №6 позволяет определить те предметы, которые больше всего не нравятся детям, а вопрос №7 раскрывает причину, по которой ученикам не хочется учиться этому предмету. Все предметы нравятся 15% учащихся. Предметы, требующие умственной нагрузки (русский язык, математика), не нравятся 35% опрошенных. Из них 30% учащихся назвали нелюбимым предметом русский язык, обосновывая тем, что он «тяжёлый», «много домашних заданий», «надо много писать», «сложные задания», а 5% составляют учащиеся, назвавшие математику, аргументируя, что «много задач». Предметы, требующие физической нагрузки (физкультура), назвали 10% учащихся, объясняя, что «строгий учитель» и «надо бегать». Предметы, требующие определённого развития задатков и способностей (музыка, изобразительная деятельность), отметили 25% опрошенных. Из них музыка не нравится 20% учащихся, по причине того, что «надо каждый раз петь», а «петь я не люблю», а 5% не нравится изо, т.к. «не получается нарисовать картину, и поэтому получаю 3». Таким способом нельзя развить интерес к такому роду деятельности, а можно только вызвать отвращение и неприязнь. Предметы, требующие чтения, запоминания (чтение, москвоведение), не любят 15% учащихся. Из них на долю чтения приходится 5%, а на москвоведение – 10%, объясняя нелюбовь тем, что надо «много читать» и «много учить». Таким образом, негативное отношение к предмету вызвано самим учителем, его организацией учебного процесса, подачей материала, системой оценивания.
д) Вопрос №8 определяет требования к процессу обучения, пожелания к изменению процесса обучения. Ученики сообщают, чего бы они хотели изменить для наилучшего обучения. Анализируя ответы детей, были выделены 4 направления: изменения в учителе, изменения в организации обучения, изменения в себе, отсутствие каких-либо изменений (только личное выражение отношения к тому, чтобы все учились хорошо). На изменения в учителе указали 38,8% опрошенных. Ученики хотят видеть «хорошего», «доброго» учителя, который бы «учил, как полагается»; но при этом учитель должен быть «строгим», «подсказывать и помогать делать уроки». Т.е. учитель должен быть другом детям, сотрудником и помощником в получении знаний. На изменения в организации обучения указали 16,7% учащихся. Они предложили «сделать урок на 15 минут дольше», «заставлять побольше читать». На изменения в себе указали 16,7% опрошенных. Они написали, что все будут учиться, если «учиться хорошо и получать пятёрки», «слушать учителя». При этом, 27,8% ответов учащихся относятся к 4-му направлению. Учащиеся предположили, что все будут хорошо учиться, если «отключить канал MTV с этими Бивисами и Батхетами»; 2 человека считают своего учителя самым лучшим, поэтому он должен учить всех; один учащийся «лопнул бы от счастья», если бы все учились хорошо.
Таким образом, обобщая результаты анкетирования, можно сделать вывод: во втором классе только для незначительного числа учащихся (5%) отметка играет первостепенную роль. Для многих учащихся (30%) оценивание, контроль, замечания создают неприятные ситуации, вызывают нелюбовь к предмету.
Статьи по педагогике:
Задачи и содержание работы по обучению детей раннего возраста
конструированию из строительного материала
Программа конструктивной деятельности предусматривает в 1 младшей группе только конструирование из строительного материала. Для обучения детей раннего возраста конструированию используют наборы кубиков, кирпичиков, пластин и трехгранных призм, строительного материала М.П. Агаповой, а также строител ...
Классификация простых задач
Простые задачи можно разделить на группы в соответствии с теми арифметическими действиями, которыми они решаются. Однако в методическом отношении удобнее другая классификация: деление задач на группы в зависимости от тех понятий, которые формируются при их решении. Можно выделить три такие группы. ...
Структура физкультурно-педагогической деятельности учителя
В своей профессиональной деятельности учитель физической культуры должен удовлетворить требования общества, которые заложены в виде целей и задач, представленных в Программе по физическому воспитанию. В каждой деятельности можно условно выделить подготовительный, исполнительный и контрольный этапы ...