Проводимые исследования конкретизировали содержание педагогического просвещения родителей, в них давались практические рекомендации по работе с семьей. Как показали исследования, чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их педагогическая деятельность.
В работах Т.А. Марковой систематизированы факторы, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания:
1. Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером. Проводником семейного воспитания являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям. Эффективность семейного воспитания во многом определяется теми эмоциональными узами, которые связывают всех членов семьи, благодаря чему дети чувствуют себя защищенными от неизвестности и опасностей окружающего мира.
2. Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день. Такое постоянство воспитательных воздействий благоприятно для формирующейся нервной системы ребёнка, которая вырабатывает ответные действия на внешние раздражители. Даже если по содержанию, форме выражения эти воспитательные воздействия не всегда педагогически грамотны, ребёнок знает и предвидит в каждый жизненный момент, что его ожидает.
3. Семья обладает объективными возможностями для включения ребёнка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого).
В дошкольном возрасте можно выделить разные направления воспитания и развития ребенка – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое, экономическое, социальное, половое и другие направления. Одним из наиболее значимых направлений развития ребенка в дошкольный период детства является речевое развитие.
Основная задача речевого развития детей в дошкольном возрасте – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных способностей (при этом индивидуальные различия речевого развития у детей одного возраста могут значительно отличаться).
Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Виноградов В.В., Ушинский К.Д., Тихеева Е.И. и др.) создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей. Работы педагогов и психологов показывают, насколько велика в этом процессе роль семьи.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза, параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем общего его развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью.
Статьи по педагогике:
Система качеств знаний учащихся
Известно, что зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины, объективности контролирования является одной из общих закономерностей дидактического процесса. Для ее практического осуществления необходимо определить понятия, выяснить зав ...
Культура
- образование - человек
Образование можно определить как вхождение ребенка в контекст современной культуры. Но такое вхождение не совершается без помощи и взрослых, в частности без помощи педагогов, которые профессионально владеют умениями вводить ребенка в контекст культуры. Полому образование — это вхождение ребенка в с ...
Библиографическое описание электронных ресурсов
Основные понятия: Библиографическое описание электронного ресурса - библиографические сведения об электронном ресурсе, приведенные по определенным правилам, позволяющие идентифицировать его и получить представление о содержании, назначении, физических характеристиках, системных требованиях, режиме ...