Отдельной методики по формированию просодической стороны речи не существует, поэтому в коррекционной работе мы использовали приемы, предложенные Бабиной Г.В., Лопатиной А.В., Серебряковой Н.В.Сорокиной В.Т.А., Кротковой А.В., Емельяновой Л.Ф., Смирновой И.А.
Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи детям в общении с другими людьми, обучения произвольному и эффективному использованию всех имеющихся в русском языке выразительных средств устной речи.
Изучив предложенные методики по формированию просодической стороны речи, мы адаптировали приемы и методы коррекционной работы, разработанные разными авторами, для детей дошкольного возраста.
просодия складывается из нескольких компонентов: частоты основного тона голоса (мелодики), интенсивности (фразового ударения), длительности (темпа), паузы и тембра. Эти акустические характеристики просодической стороны речи взаимодействуют между собой, выполняя при этом различные функции.
Логопедическая работа осуществляется над всеми компонентами просодии, а формирование интонационной выразительности проводится в такой последовательности:
1. От обобщенного представления об интонации к дифференцированному усвоению различных интонационных структур, а также представлений о компонентах интонации.
2.От различения видов интонации в импрессивной речи к овладению интонационной выразительностью в экспрессивной речи.
3. От усвоения средств интонационного оформления на материале гласных к их освоению на более сложном речевом материале
4.От различения и усвоения повествовательной к вопросительной и восклицательной интонации.
Формирование просодической стороны речи проводится в 4 этапа.
Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.
1этап |
2 этап |
3 этап |
4 этап |
подготовительный |
Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи |
Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи |
автоматизация |
1.работа над речевым дыханием; 2.работа над голосом 3.Формирование ритмической организации речи. 4. Формирование темповой организации речи |
1.Формирование общих представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи. 2.Знакомство с повествовательной интонацией. 3. знакомство с вопросительной интонацией. 4.знакомство с восклицательной интонацией. 5.Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи. |
1.Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения. 2. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения. 3 Работа над интонацией восклицательного предложения. 4.Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи. 5. Работа над речевой паузой в тексте, предложении. 6.работа над логическим ударением. |
- театрализованная деятельность; - куклы бибабо; - сюжетно-ролевые игры; - Подвижные игры; - Народные, хороводные игры; - логоритмика; - скороговорки; - Различные формы музыкально- ритмических упражнений - др. |
1 этап. (Подготовительный).
Этот этап является предшествующим работе по формированию просодической стороны речи. Он подготавливает детей к восприятию интонации речи, способствует ее развитию, создает предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы. Для этого необходимо правильное речевое дыхание, умение владеть своим голосом, что является базовыми компонентами по формированию интонационной выразительности речи.
Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:
1 |
2 |
3 |
4 |
Работа над речевым дыханием. |
Работа над голосом. |
Формирование ритмической организации высказывания. |
Формирование темповой организации высказывания. |
1.Диафрагмальное 2.Фонационное 3.Речевое |
1.сила; 2.развитие звуковысотного диапазона голоса; 3.нормализация тембра |
1.Развитие восприятия ритмических структур. 2. Воспроизведение ритмических структур. 3.Формирование ритмической организации речи |
1. Развитие общих представлений о темпе речи. 2.Развитие восприятия различного темпа речи. 3.Развитие умения воспроизводить различный темп речи. |
Статьи по педагогике:
«Специфика контроля на уроках Мировой художественной
культуры»
При рассмотрении данного вопроса, я постараюсь дать оценку целесообразности использования определённых форм контрольных мероприятий на уроках Мировой художественной культуры и определить, какая именно деятельность скрывается за тем или иным названием формы контроля знаний, умений и навыков учащихся ...
Основные типы технологий в учебных заведениях нового типа
В качестве первого фактора (интегрированной характеристики) университета дистанционного обучения рассматривается тип используемых в учебном процессе информационных технологий. При этом необходимо подчеркнуть два важных аспекта. Во-первых, такая очередность рассмотрения факторов вовсе не означает пр ...
Современная образовательная система в Японии: традиция и тенденции развития
Система образования в Японии. Основной задачей политики японского государства в сфере образования стало воспитание и обучение творческой, неординарно мыслящей, гармоничной и духовно богатой личности, способной действовать в разнообразно консолидированных общественных и государственных структурах. В ...