Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения

Образование и воспитание » Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения » Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения

Страница 4

Сначала следует рассказать детям о том, что ритм лежит не только в основе речи, но и многих произведений искусств, дать им рассмотреть предметы русского народного творчества – кружево, вышивку, посуду, обращая внимание на их орнамент, рисунок.

Развитие восприятия ритмических структур.

Детям предлагается прослушать серии ударов (или одиночные удары) – громких и тихих, с короткими и длинными паузами. Логопед задает детям вопросы по оценке количественных и качественных характеристик ударов. Материалом для упражнений служат различные ритмические структуры:

// /// ////, // // // //, // / ///, //// ////, */, /*/*/ и т.д., где / - громкий, а * тихий удар.

Для восприятия ритма рекомендуются следующие упражнения:

1.Прослушать изолированные удары ( //, ///, //// и т.д.). Определить количество ударов, предъявив карточку с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.

2.Прослушать серии простых ударов ( // // //, /// ///, //// //// и т.д.). Определить количество ударов, предъявив карточку с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур.

3. Прослушать серии акцентированных ударов ( /**/, //, //**//, и т.д.). Определить, сколько и какие удары были представлены, предъявив карточку с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур.

Воспроизведение ритмических структур.

При формировании способности к воспроизведению ритмических структур детям предлагается после прослушивания серий ударов воспроизвести услышанное. Упражнения по восприятию и воспроизведению ритмических структур проводятся без опоры на зрительный анализатор.

Для воспроизведения ритма рекомендуются следующие упражнения:

1.Отстучать, подражая и исключив зрительное восприятие, предъявленные изолированные удары.

2. Отстучать, подражая и исключив зрительное восприятие, предъявленные серии простых ударов.

3.Отстучать, исключив зрительное восприятие, серии акцентированных ударов.

4. Записать условными знаками предложенные для восприятия удары и их серии (простые и акцентированные).

5.Самостоятельно воспроизвести по предъявленной карточке удары и их серии (простые и акцентированные)

Формирование ритмической организации высказывания.

Работа по данному разделу осуществляется в определенной последовательности: от узнавания ритмических структур к пониманию и сознательному анализу воспринимаемого образца и далее — к упражнениям на сознательную имитацию, которые служат, в конечном счете, усвоению навыков ритмики слова и формированию ритмической организации высказывания.

В ходе логопедической работы предусматривается постепенное усложнение предлагаемого речевого материала:

1) односложные слова:

а) без стечения согласных — дом, нос, зуб, кот, рот, дуб, мяч и т. д.;

б) со стечением согласных — стул, гром, торт, соль, брат и т.д.;

2) двусложные слова:

а) без стечения согласных, с первым ударным слогом—мама, каша, море, мясо, зубы, мыло, руки, мыши и т. д.;

б) без стечения согласных, с последним ударным слогом — оса, узор, диван, зима, замок, коза и т.д.;

в) со стечением согласных, с ударением на первом слоге — краска, сабля, масло, марка, тряпка, дочка и т. д.;

г) со стечением согласных, с последним ударным слогом — окно, доска, кирпич, матрос, очки и т. д.;

3) трехсложные слова:

а) без стечения согласных, с ударением на первом, среднем, последнем слоге — ягода, посуда, машина, сапоги, самолет, колесо и т. д.;

б) со стечением согласных, с первым, средним, последним ударным слогом — яблоко, автобус, скамейка, колбаса и т. д.;

4) пары слов без перемещения ударного слога:

а) односложные (без стечения и со стечением согласных): гусь—гуси, зуб—зубы, стул—стулья, гвоздь—гвозди и т. д.;

б) многосложные (без стечения и со стечением согласных): песня—песни, машина—машины, палец—пальцы, спица—спицы, спичка—спички и т. д.;

5) пары слов с перемещением ударного слога:

а) односложные (без стечения и со стечением согласных): дом — дома, сад — сады, столб — столбы, стол — столы и т.д.;

б) многосложные (без стечения и со стечением согласных): доска—доски, дерево—деревья, окно— окна, колесо—колеса и т. д.;

6) словосочетания и фразы с различными комбинациями по месту ударения: а) с ударением на первом слоге: Утром холодно. б) с ударением на одном из средних слогов: Домашнее задание. в) с ударением наконечном слоге: Ходил в кино. г) в различных комбинациях по месту ударения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании детей
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности ли ...

Нарушения звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи стало ясно, что в случаях нарушения артикулярной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. У детей с общим недоразвитием речи отмечается незаконченность процессов формирования артикулир ...

Категориальный анализ понятий «развитие», «мелкая моторика», графический навык», «речь»
Рассматривая вопрос о развитии мелкой моторики детей старшего возраста необходимо дать пояснения некоторым понятиям. Поясним понятие «развитие». Данное слово встречается во многих научных исследованиях. Им пользуются и психологи, когда говорят о становлении психических процессах, о формировании как ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru