III ситуация - как мальчик не хочет показать, что он замерз.
IV ситуация - показать обиду девочки.
V ситуация - показать неподдельную радость за другого. Если дети недостаточно выразительно или неправильно изображают чувства и эмоции персонажей, экспериментатор вновь описывает ситуации и подробно рассказывает, что испытывает каждый из персонажей.
Обработка данных. Анализируют, как дети воплощают эмоциональные состояния героев в сценках. Делают вывод о выразительности и богатстве экспрессивно-мимических средств общения и о развитости умения сопереживать другим людям. Данные оформляют в таблицу (табл.6).
Таблица 6
| Возраст детей | Правильность передачи эмоций | всего | |||||
| ситуация | |||||||
| I | II | III | IV | V | VΙ | ||
| 4-5 лет | |||||||
| 5-6 лет | |||||||
| 6-7 лет | |||||||
Методика "Веселый - грустный" для оценки эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе
Проведение исследования. На рис.1 и 2 изображены дети в различных ситуациях, связанных со школой и учением.
Содержание рисунков
1. Дети идут в школу, а один ребенок смотрит на них в окно.
2. Ученик у доски отвечает урок; рядом стоит учительница.
3. Дети в классе во время урока.
4. Ученик в школьном коридоре, разговаривает с учительницей.
5. Ребенок дома, готовит уроки.
6. Ученик в школьном вестибюле вблизи раздевалки. На всех картинках нет лиц.
Попросите ребенка описать, какое, по его мнению, должно быть выражение лица у детей на картинках - веселое или грустное, и объяснить, почему.
Обычно дети охотно отвечают на вопросы, но если ребенок говорит "Не знаю", то в этом случае ему нужно задать дополнительные вопросы: "Как ты думаешь, что здесь происходит? Кто это нарисован?" и т.п.
 
 
 
 
Рис.2
Выводы. Эмоционально неблагополучными, тревожными считаются ответы примерно такого содержания:
у мальчика, который смотрит в окно, очень грустное лицо, так как он плохо учился и его наказали;
мальчика вызвали к доске отвечать урок, а он не подготовился, не знает, что говорить, поэтому у него грустное лицо;
у этого мальчика грустное лицо, так как учительница поставила ему двойку;
мальчика ругают за плохое поведение, поэтому он такой грустный;
мальчик выполняет домашнее задание, но задано очень много и он боится, что не успеет все сделать; поэтому он грустный;
мальчик грустный, он опоздал в школу, теперь его будут ругать.
Ответы, в которых описывается веселый или серьезный ребенок, отражают позитивную настроенность и оцениваются как эмоциональное благополучие.
Если ребенок дает 5-6 "тревожных" ответов, то это свидетельствует о том, что он "болезненно" относится к предстоящему поступлению в школу, для него этот этап жизни связан с сильными эмоциональными переживаниями.
Статьи по педагогике:
Методы и приемы обучения детей раннего возраста конструированию из
строительного материала
	 Методы обучения конструированию детей третьего года жизни разнообразны. Основное место занимает использование образца, выполненного воспитателем, сопровождаемое показом и подробным объяснением процесса возведения постройки. Методика конструирования по образцу сводится к тому, что воспитатель показы ...
	
Понятие «Арктика»
	 Арктика – северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Площадь около 27 млн. кв. км; иногда Арктику ограничив ...
	
Психолого-педагогические особенности процесса развития самооценивания младших
школьников
	 По мнению И.В. Шаповаленко, в возрасте 7–11 лет активно развивается мотивационная – потребностная сфера и самосознание ребёнка. Одним из важнейших становятся стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников, в первую очередь связанное с учебной дея ...