В настоящей главе будут изложены ход, содержание и результаты эксперимента, проводившегося в подготовительной группе Сузунского детского сада в период с мая 2003 до сентябрь 2004 года. Исследование проводилось в группе детей 5-6 лет, в которой 10 человек имеют общее недоразвитие речи. В ходе эксперимента тесты предлагались всем детям в группе, но для анализа и коррекционной работы фиксировались только результаты детей с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
Выявить нарушения звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Провести логопедическую работу по коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова.
Провести контрольный эксперимент с целью выявления изменений особенностей развития звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Мы выдвинули следующую гипотезу исследования: у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения звуко-слоговой структуры слова, которые могут быть скорректированы с помощью логопедической работы.
Исследование проводилось на базе Сузунского детского сада в группе детей 5-6 лет (10 человек) с общим недоразвитием речи.
Ход исследования:
Констатирующий эксперимент. Изучение нарушений звуко-слоговой структуры слова у группы детей с общим недоразвитием речи.
Формирующий эксперимент. Проведение коррекции выявленных нарушений звуко-слоговой структуры слова с помощью логопедической работы.
Контрольный эксперимент. Повторное изучение нарушений звуко-слоговой структуры слова у группы детей с общим недоразвитием речи с целью выявления различий с результатами констатирующего эксперимента и эффективности коррекционной работы.
Констатирующий эксперимент был проведен в начале учебного года (сентябрь), в течение учебного года проводилась коррекционная работа с логопедом и в конце учебного года (май) бы проведен контрольный эксперимент.
Для достижения поставленной цели использовались следующие методы: беседа, тестирование.
Для определения уровня сформированности звукослоговой структуры слова и звукопроизношения в констатирующем эксперименте использовался тест – речевые пробы, который состоял из следующих 2 заданий. Первое задание исследовало сформированность звукослоговой структуры слова. Второе задание направлено на оценку правильности повторения цепочки слогов.
Для оценки состояния фонематического восприятия в комплекс включены задания, направленные на узнавание, различение и сравнение: отдельных звуков в ряду (задание 1) и слов-паронимов (задание 2).
Задание 1. Обращаясь к ребенку, исследователь говорит: «повторяй за мной слова: скакалка, кинотеатр, танкист, космонавт, милиционер, сковорода, баскетбол, перепорхнуть, аквалангист, термометр».
При проведении пробы оценка складывается из двух критериев: 1) оценки слоговой структуры слова – четкое и правильное произношение (5 баллов), замедленное, напряженное или послоговое произношение (4 балла), изменение структуры слогов в слове, например, замена закрытого слога открытым, при сохранении количества слогов (3 балла), нарушение слоговой структуры (замены, вставки, пропуски) или невыполнение (2 балла); 2) оценки звуковой структуры слова – правильное произношение (5 баллов), повторение с искажением, пропуском или вставкой одного звука (4 балла), повторение с искажением, пропуском или вставкой двух звуков (3 балла), повторение с искажением, пропуском или вставкой трех и более звуков (2 балла).
Задание 2. Повторение цепочки слогов. Инструкция ребенку: повторяй за мной слоги.
а-и-у – у-а-и жа-ща
би-ба-бо – бо-ба-би ла-ра
ба-па – па-ба ма-на-ма – на-на-ма
са-ша – ша-са жа-ша-ша – ша-жа-ша
ча-тя – тя-ча ла-ра-ра – ра-ра-ла
ма-на ца-са-ца
Это комплексное задание – оно позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонетического восприятия. Вначале предъявляется первый член пары (а-и-у), который воспроизводится ребенком. Следом в таком же режиме предъявляется второй член (у-а-и). В этой серии оцениваются только 10 проб, выделенных жирным шрифтом.
Оценка: точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления (5 баллов), напряженное или замедленное воспроизведение (4 балла), уподобление слогов с самокоррецией (3 балла), уподобление, искажение, сокращение количества слогов или отказ (2 балла).
Статьи по педагогике:
Методика развития техники чтения на уроках литературного чтения
Результаты диагностики уровня навыка чтения и читательского кругозора дали нам возможность проектировать эффективную для данного класса систему коррекционной работы по овладению навыком чтения с использованием творческих упражнений. Анализ методической литературы позволил выделить следующие упражне ...
Анатомо-физиологические особенности детей 6-7 лет
Физиологи А.Н.Кабанов, А.П. Чабовская отмечают, что возраст 6-7 лет называют часто «периодом первого вытяжения». За год ребенок может вырасти на 7-10 см. К 7 годам средняя длина тела мальчиков достигает 118-128 см, девочек – 117-127 см, средняя масса тела мальчиков в этом возрасте колеблется от 22, ...
Педагогические ценности руководителя этнокультурного центра и
их воплощение в его профессиональной деятельности
Народная культура и народная педагогика - теснейшим образом связанные между собой понятия. Народная педагогика, включая в себя все компоненты народной культуры, передает многовековой опыт воспитания норм и правил поведения в природе и обществе через примеры, обычаи, традиции. Народная педагогика ка ...