Преобразование глаголов повелительного наклонения 2го лица единственного числа в изъявительном наклонении 3го лица единственного числа настоящего времени (спи – спит);
Овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям:
им. п. сущ. + согласованный глагол + прямое дополнение (мама + пьет + чай);
им. п. сущ. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах (мама режет хлеб ножом).
Усвоение навыка составления короткого рассказа.
Индивидуальные занятия по произношению планировались ежедневно. В это время осуществлялось:
Уточнение произношения простых звуков типа а, у, о, э, и, м, м,, н, н,, п, п,, т, т,, ф, ф,, в, в,, б, б,;
Постановка и первоначальное закрепление отсутствующих звуков;
Различение на слух гласных и согласных звуков;
Выделение первого ударного слога в слове (Аня, ухо), анализ звуковых сочетаний типа ау, уа;
Отработка звуков проводилась таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (2 и 3 периоды) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический материал насыщался изучаемым звуком.
На индивидуальных и подгрупповых занятиях логопед в первом периоде занимается:
отработкой правильной артикуляции, закреплением и автоматизацией навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков: а,о,у,и,э,ы,м,мь,н,нь,п,пь,т,ть,к,кь,ф,фь,в,вь,б,бь,д,дь,г,гь. В речевом потоке у детей с ФФНР эти звуки произносятся смазано из-за нечёткой артикуляции;
постановкой отсутствующих звуков (при возможности – одновременная постановка нескольких звуков, относящихся к разным фонетическим группам);
выработкой подвижности органов артикуляционного аппарата, используя различные анализаторы;
различением звуков на слух;
дифференциацией поставленных или сохранных звуков в произношении.
На фронтальных логопедических занятиях:
изучаются гласные звуки: а, о, у, и, э, ы; согласные звуки: п, пь, т, к, кь, ть, ль.
Одновременно проводится работа по формированию фонематического восприятия.
Дети утрированно произносят названные выше звуки, угадывают их по беззвучной артикуляции, воспринимают на слух и определяют в ряду других звуков, удерживают в памяти звуковой ряд из 3-4 гласных звуков. Отработка артикуляции согласных звуков сочетается с формированием умения слышать, выделять слоги с изучаемыми звуками среди других слогов, определять наличие звука в слове. Ведётся работа по запоминанию слоговых рядов и по выделению ударного слога. Дети учатся отстукивать ритм, угадывать количество слогов. После этого переходят к анализу и синтезу обратных слогов, образованию и преобразованию слогов (изменяя один звук).
Так как в первом периоде формировались преимущественно речевые средства, то большее количество занятий выделялось на словарную и грамматическую работу (14 занятий). На формирование первоначальных навыков связной речи было отведено 7 занятий.
2 период обучения (декабрь, январь, февраль)
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка – 3 раза в неделю, по формированию звукопроизношения – 1 раз в неделю, индивидуальная работа – ежедневно.
Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств языка:
Уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями;
Практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания (лимонный), растениям (дубовый), различным материалам (кирпичный);
Различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросы «какой? Какая? Какое?». Формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного. Усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе;
Упражнения в составлении сначала 2х, а затем 3х форм одних и тех же глаголов (лежи – лежит – лежу), изменение формы глаголов 3го лица единственного числа на форму 1го лица единственного числа (и множественного числа) – идет – иду – идешь – идем;
Употребление предлогов на, под, в, из, обозначающих пространственное расположение предметов в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных;
Совершенствование навыка ведения подготовленного диалога;
Закрепление навыка построения предложений, распространение предложений путем введения однородных членов, первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
Статьи по педагогике:
Теоретические основы педагогического общения
Успешное педагогическое общение является основой эффективной профессиональной деятельности учителя. Общение с воспитанниками в педагогических целях играет важную роль в социализации ученика, в его личностном развитии. Однако даже опытные учителя сталкиваются с трудностями общения, которые осложняют ...
Методика проведения заключительного инструктажа
Разработать содержание и методику проведения заключительного инструктажа также подробно, как вводного, самостоятельной работы учащихся и текущего инструктажа мастера, конечно, невозможно, так как это в значительной степени определяется ходом занятия. Но основное в проведении заключительного инструк ...
Организация и методика проведения экспериментальной работы
Цель исследовательской деятельности состояла в том, чтобы проверить достоверность выдвинутых нами теоретических положений, а именно, что возможно систематизация теоретического материала и эмпирического исследования позволит разработать и поэтапно реализовывать комплекс дидактических игр, направленн ...