Исследование звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

Образование и воспитание » Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи » Исследование звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 3

Преобразование глаголов повелительного наклонения 2го лица единственного числа в изъявительном наклонении 3го лица единственного числа настоящего времени (спи – спит);

Овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям:

им. п. сущ. + согласованный глагол + прямое дополнение (мама + пьет + чай);

им. п. сущ. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах (мама режет хлеб ножом).

Усвоение навыка составления короткого рассказа.

Индивидуальные занятия по произношению планировались ежедневно. В это время осуществлялось:

Уточнение произношения простых звуков типа а, у, о, э, и, м, м,, н, н,, п, п,, т, т,, ф, ф,, в, в,, б, б,;

Постановка и первоначальное закрепление отсутствующих звуков;

Различение на слух гласных и согласных звуков;

Выделение первого ударного слога в слове (Аня, ухо), анализ звуковых сочетаний типа ау, уа;

Отработка звуков проводилась таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (2 и 3 периоды) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический материал насыщался изучаемым звуком.

На индивидуальных и подгрупповых занятиях логопед в первом периоде занимается:

отработкой правильной артикуляции, закреплением и автоматизацией навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков: а,о,у,и,э,ы,м,мь,н,нь,п,пь,т,ть,к,кь,ф,фь,в,вь,б,бь,д,дь,г,гь. В речевом потоке у детей с ФФНР эти звуки произносятся смазано из-за нечёткой артикуляции;

постановкой отсутствующих звуков (при возможности – одновременная постановка нескольких звуков, относящихся к разным фонетическим группам);

выработкой подвижности органов артикуляционного аппарата, используя различные анализаторы;

различением звуков на слух;

дифференциацией поставленных или сохранных звуков в произношении.

На фронтальных логопедических занятиях:

изучаются гласные звуки: а, о, у, и, э, ы; согласные звуки: п, пь, т, к, кь, ть, ль.

Одновременно проводится работа по формированию фонематического восприятия.

Дети утрированно произносят названные выше звуки, угадывают их по беззвучной артикуляции, воспринимают на слух и определяют в ряду других звуков, удерживают в памяти звуковой ряд из 3-4 гласных звуков. Отработка артикуляции согласных звуков сочетается с формированием умения слышать, выделять слоги с изучаемыми звуками среди других слогов, определять наличие звука в слове. Ведётся работа по запоминанию слоговых рядов и по выделению ударного слога. Дети учатся отстукивать ритм, угадывать количество слогов. После этого переходят к анализу и синтезу обратных слогов, образованию и преобразованию слогов (изменяя один звук).

Так как в первом периоде формировались преимущественно речевые средства, то большее количество занятий выделялось на словарную и грамматическую работу (14 занятий). На формирование первоначальных навыков связной речи было отведено 7 занятий.

2 период обучения (декабрь, январь, февраль)

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка – 3 раза в неделю, по формированию звукопроизношения – 1 раз в неделю, индивидуальная работа – ежедневно.

Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств языка:

Уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями;

Практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания (лимонный), растениям (дубовый), различным материалам (кирпичный);

Различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросы «какой? Какая? Какое?». Формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного. Усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе;

Упражнения в составлении сначала 2х, а затем 3х форм одних и тех же глаголов (лежи – лежит – лежу), изменение формы глаголов 3го лица единственного числа на форму 1го лица единственного числа (и множественного числа) – идет – иду – идешь – идем;

Употребление предлогов на, под, в, из, обозначающих пространственное расположение предметов в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных;

Совершенствование навыка ведения подготовленного диалога;

Закрепление навыка построения предложений, распространение предложений путем введения однородных членов, первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по педагогике:

Работа логопеда по развитию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр
В своей практической деятельности для развития речевой деятельности детей дошкольного возраста с ОНР III уровня логопед использует различные игровые приемы. Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает н ...

Результаты сформированности представлений о множестве у детей четвертого года жизни
Цель: Оценить и проанализировать результаты исследования. Задачи: 1. Выявить сформированность представлений о множестве у детей четвертого года жизни после проведения серии игр; 2. Проанализировать и оценить результаты контрольного эксперимента; 3. Сравнить и проанализировать результаты констатирую ...

Работа над правильной постановкой логических ударений
Большое значение для выразительного чтения имеет правильность, точность логических упражнений. Для того, чтобы предложение приобрело определенный смысл, необходимо силой голоса выделять важное по значению слово в ряду остальных Смысл изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударе ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru