Страх и интерес с позиции педагогической науки

Страница 1

Страх проявляет себя и через физиологические изменения, происходящие в организме человека. Всякий человек, которому нечего бояться вскоре становится злым; тот, кто думает, что он ни в ком не нуждается, воображает, что сможет спокойно предаваться всем склонностям своего сердца. Таким образом, страх, - это единственное препятствие страстям своих вождей.

Положительная значимость страха заключается в мобилизации сил на борьбу с его источником. И здесь речь должна идти о сознательном осмыслении человеком страха. На сознательном уровне страх сигнализирует о необходимости преодоления дисгармонии между природой и обществом, между человеком и отчужденными от него, а посему ставшими "иррациональными" социальными силами. И все это необходимо учитывать в любом педагогическом процессе, движущей силой которого является "противоречие между выдвинутым требованием и реальными возможностями воспитуемых по их выполнению". По нашему мнению, за всем этим обязательно "лежит" и страх, и интерес (их оптимальное сочетание). Это тоже необходимо учитывать в своей повседневной деятельности педагогам - практикам, без которых немыслим педагогический процесс (в спортивной школе, университете физической культуры и т.д.

Страх и интерес являются важнейшими методами подготовки специалистов, их обучения и воспитания. При этом важно определенное сочетание того и другого.

Выделяют две группы методов:

· Метод обучения: организация учебно-познавательной деятельности, ее стимулирование и мотивация, контроль и самоконтроль в организации обучения.;

· Метод воспитания, которые включают в себя: формирование сознания личности, организацию деятельности и формирование опыта общественного поведения, стимулирование деятельности и поведения.

Все эти методы по большому счету связаны или со страхом, или с интересом.

Особенностью "методов" страха и интереса является их "проникновение в человека (до самых глубин его психики).

В педагогике страх и интерес являются важнейшими методами подготовки специалистов (в том числе и борцов). Объясняется это тем, что существует возможность управлять данными чувствами, изменять сочетание страха и интереса (в пользу последнего). Или же, наоборот, "нагонять" страх, если это необходимо для достижения нужного результата.

Человек понимает и чувствует больше, чем то может сообщить конкретная ситуация.

Субъекты педагогического процесса имеют свои образы страха (свои эмоции), определенным образом сочетающиеся с интересом к своей деятельности. Немаловажную роль в этом сочетании играет "развлечние" как важная сторона педагогического общения (его культуры).

Человек может испытывать страх, "прокачивая" различные варианты своих действий (будущих или уже осуществленных в прошлом). Отмечанное прежде всего касается студентов вузов, которые в большинстве своем стремятся стать творческими личностями. Искусство преподавателя при этом, как уже отмечалось, заключается в умении поддерживать оптимальное сочетание страха и интереса в процессе педагогического общения.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

История освоения и исследования Северного морского пути
Есть данные о том, что человек появился на Севере еще в глубине каменного века. Именно тогда было положено начало арктическому мореплаванию и, следовательно, арктической морской культуре. Впрочем, признаться, это «мореплавание» было ограничено пределами береговой полосы. Кожаная или деревянная лодк ...

Система мероприятий для формирования волевых качеств учащихся
Итак, на основе теоретического исследования психологии детского характера и стиля педагогического общения, мы определили, что самым оптимальным стилем общения является демократический стиль и стиль, где общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Этот стиль характеризуется положит ...

Отечественная педология в истории педагогической антропологии
Развитие наук о человеке вызвало в конце XIX—начале XX в. появление в Европе и Америке новых экспериментальных методов изучения ребенка — «child study», названного позже термином педология (в переводе с греческого — «наука о детях»), под которым оно и распространилось в России. Глубокий анализ разв ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru