Существуют разные трактовки понятия "страх". Ряд авторов под ним понимают чувство (чувство зависимости или потери). Страх следует рассматривать не только на уровне чувств, но и разума человека.
Авторами "Философского энциклопедического словаря" страх трактуется как "отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищающим ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т.п.)".
Определяя роль страха в структуре духовного мира человека, отметим, что более эмоциональным является состояние ужаса человека. Кроме того, следует различать тревогу и испуг. Эти эмоции также определенным образом связаны со страхом.
Тревога - испуг - страх. По такой цепочке растет сила эмоций. Причем все они рассматриваются на уровне рационального и иррационального. Иное дело в отношении ужаса, не поддающегося контролю со стороны разума человека. Эмоция может, если только не прекратиться опасность, привести к деградации личности и разрушению организма.
Страх, в отличии от ужаса, является той крайней эмоцией, которая способна активизировать деятельность человека, придать ему новые силы для сохранения своей жизни и ее улучшения.
Страх является важным компонентом духовной структуры человека, его умственного развития. Кроме активизирующей он имеет еще две функции - сигнализирующую и оценочную. Страх сигнализирует человеку о наличии опасности. И если этот сигнал воспринят, то далее идет оценка ситуации, после чего человек или активизируется в своих действиях, или же, наоборот, делается пассивным.
Педагогическая наука страху и стрессу уделяет достаточное внимание. Особенно это касается подготовки спортсменов высокого класса. В некоторой степени это относится и к высшей школе. Источниками страха здесь являются: экзамены (ситуативный страх), требовательность преподавателей (актуальный страх), уровень культуры (константный страх).
В "Психологическом словаре" страх трактуется как "эмоция, возникающая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или мнимой опасности".
Существует несколько функций страха:
· оценочная (позволяет человеку определить меру своей зависимости от иного или самодостаточности его качества для осуществления активной экспансии этого качества на окружающий социум);
· сигнализирующая (определяет пути аналитической работы отражательного механизма по фильтрации отраженных вариантов ситуации страха в зависимости от степени их значимости для человека);
· регулирующая (заключается в мобилизации отражательных ресурсов на наиболее угрожающих участках);
· эвристическая (связана с освобождением человека от сраха)
Как можно понять из приведенного материала, страх играет особую роль в жизни любого человека, имея определенную связь с интересом.
Под интересами следует понимать особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять.
Любой интерес тесно связан с мотивом, под котором понимается, в свою очередь "побудительная причина, повод к какому-нибудь действию".
Интерес, как понятие (категория) тесно связан с потребностями человека.
Статьи по педагогике:
Особенности культурного поведения подростков с нарушением
интеллекта
В данном параграфе необходимо обратиться к понятию «интеллект», к причинам, вызывающих умственную отсталость, к особенностям поведения подростков с нарушением интеллекта. Интеллект (от латинского слова intellektus – разумение, понимание, постижение). В психологической науке рассматривается как «отн ...
Роль речи в психическом развитии ребенка
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные по ...
Технология социально-педагогической профилактики и
коррекции
Технология – основная задача – разработка и реализация устойчивых алгоритмов деятельности, способов той деятельности, относительно независимых от соответствующей деятельностной ситуации. Профилактика – научно обоснованные предпринимаемые действия, направленные, на предотвращение возможных физически ...