Основной источник страха у борцов и пути его преодоления

Страница 1

Основным источником страха у борцов являются приемы, связанные с болевыми ощущениями. Коренное их отличие от других технических действий в том, что не судья, а сам борец определяет свое поражение. Для этого достаточно сказать "есть" или просто вскрикнуть. Особую значимость среди них имеют приемы на локтевой сустав, выполняемые как в борьбе самбо, так и в дзюдо. В соответствии с результатами проведенного нами исследования на их долю приходится около 70% от числа всех приемов, связанных с болевыми ощущениями и проводимых как на тренировочных, так и в соревновательных схватках.

На рис.1 показана адаптация к болевым приемам у спортсменов с высокой (1) и низкой (2) степенью страха. Как видно из него, результативность обеих групп борцов понижается (в большей или меньшей степени) при встречах с соперниками, умеющими проводить болевые приемы. При этом происходит учащение сердцебиений, сужение кровеносных сосудов в органах брюшной полости, увеличение силы сердечных сокращений, расширение периферийных и коронарных сосудов, повышение кровяного давления, усиление потоотделения, увеличение адреналина и сахара в крови, торможение процессов пищеварения и выделения.

страх педагогический интерес борец

Рис.1. Адаптация к болевым приемам у самбистов и дзюдоистов.

Можно выделить три вида страха у борцов-самбистов и дзюдоистов:

страх телесных повреждений, боязнь получения травм. Этот вид страха непосредственно связан с болевыми приемами. Фактические данные свидетельствуют о том, что силы, действующие в виде тяги во время проведения данного приема, нередко приводят к следующим повреждениям: кровоизлияниям, растяжениям и разрывам мышц, сухожилий, связок, вывихам и переломам костей (чрезмыщелковому, локтевого отростка, надмыщелковому, локтевой или лучевой головки);

страх испытания боли. Оценить это очень трудно, поскольку любая боль - чрезвычайно субъективное ощущение. Кроме того, существуют значительные индивидуальные различия в способности ее терпеть. Причем наибольший порог болевых ощущений имеют те, кому нравятся борьба самбо и дзюдо;

страх агрессии. Суть его заключается в том, что борцы боятся нанести повреждения своим соперникам. Они, как правило, предпочитают борьбу в стойке, а не в партере (т.е. там, где обычно и проводятся болевые приемы). Однако это не спасает их от соперников, специализирующихся на выполнении данных технических действий.

В связи с отмеченным обучение болевым приемам - сложная педагогическая задача. Положение усугубляется тем, что эти технические действия относятся к числу наиболее сложных. Так, например, болевой прием на локтевой сустав включает в себя четыре элемента: занятие исходного положения, разрыв захвата, разгибание руки и заключительное действие, ведущее к болевому ощущению.

Одна из задач настоящего исследования заключалась в определении временных и силовых характеристик болевого приема на локтевой сустав. В итоге были выявлены очень важные его особенности, не известные ранее специалистам. Одна из них состоит в том, что параметры данного технического действия находятся в обратной зависимости от скорости разгибания руки. Так, если прием проводится быстро, то заключительная нагрузка может быть в три раза меньшей по сравнению с медленным его проведением. Отмеченное служит одной из причин травматизма борцов.

Другая особенность состоит в наличии определенной связи между временем проведения действия и уровнем нагрузки, достаточной для того, чтобы противник подал сигнал о сдаче. Связь эта также обратно пропорциональная.

Установлено, что во время разгибания руки в локтевом суставе наибольшие усилия необходимо прикладывать при перпендикулярном расположении плечевой кости и костей предплечья. Если в начальный момент проведения третьего элемента болевого приема нижний борец "сопротивляется" с усилием, равным 26 дан (имеются в виду борцы средней весовой категории), а прекращают - при нагрузке в 16 дан, то максимальное усилие равняется примерно 37 дан.

Характер изменения нагрузки, необходимой для разгибания руки девушек, занимающихся борьбой, аналогичен описанному выше. Однако соотношение прикладываемых усилий равно примерно 1,2-1,4.

В процессе исследования получены некоторые анатомо-физиологические параметры биокинематических звеньев руки: локтевого сустава (самого слабого звена руки), мышц плеча, кровообращения, локтевой кости. Эти данные позволяют говорить о том, что есть два пути избежания травм и уменьшения величины страха у борцов. Первый связан с отработкой лишь первых двух элементов болевого приема на локтевой сустав. Второй путь - с использованием в процессе тренировок специальных технических устройств. Все это позволяет охватить весь комплекс действий, совершаемых спортсменами во время соревновательных схваток.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Формирование эстетических принципов в театре Вахтангова
Режиссерская манера Вахтангова претерпела значительную эволюцию за 10 лет его активной творческой деятельности. От предельного психологического натурализма первых постановок он пришел к романтической символике «Росмерсхольма». А далее — к преодолению «интимно-психологического театра», к экспрессион ...

Сложность характера и строения
С.А. Шмаков выделяет досуговые занятия, которые он классифицирует по характеру осуществляемой ребенком в свободное время деятельности. В связи с этим им определены такие виды досуга: - пассивный (зрительский, слушательский) и активный (деятельностный); - организованный (педагогически целесообразно ...

Предпосылки развития девиации и анализ их типов в подростковом возрасте
Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переход­ным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрел ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru