Основной источник страха у борцов и пути его преодоления

Страница 2

Впервые в теории и практике спортивной борьбы созданы и экспериментально апробированы следующие тренажеры, предназначенные для отработки болевых приемов на локтевой сустав.

Первый тренажер состоит из рамы, имитирующей тело человека и его руку, пружины и индикатора. Такая конструкция технического устройства позволяет не только совершенствовать мастерство проведения болевого приема на локтевой сустав, но и осуществлять контроль за своими действиями.

Второе тренажерное устройство состоит из механического "плеча" и "предплечья", соединенных между собой двумя подшипниками. Прикрепленный с помощью эластичного бинта к руке борца, тренажер способствует отработке приема без боязни нанесения травмы сопернику. Объясняется это наличием специального ограничителя, не позволяющего руке разгибаться в локтевом суставе более чем на сто восемьдесят градусов.

Третий тренажер более сложен. Он содержит тяговый орган, электродвигатель, блок измерения и индикации усилий, блок задания силовых программ и узел приложения усилий, выполненный в виде механической руки, состоящей из предплечья, плеча и части туловища, соединенных локтевым и плечевым суставами, причем локтевой сустав связан с валом двигателя, а плечевой - с валом тормозной муфты. При нормальном завершении приема блок индикации обеспечивает загорание зеленой сигнальной лампы. При слишком большой конечной нагрузке загорается красная лампа. К блоку индикации кроме того подключены электросекундомер и прибор с цифровым указателем усилий в зоне болевого приема.

Рис.2. Сочетание страха (С) и интереса (И) у начинающих борцов: П - пик рассогласования "С" и "И"

Сконструированные нами тренажерные устройства позволяют повысить эффективность обучения борцов проведению третьего и четвертого элементов болевого приема на локтевой сустав, а также ускорить достижение высокого спортивного мастерства и ликвидировать психологический барьер, определяемый страхом борцов.

Все это было выявлено в результате 6-месячного эксперимента, в котором приняли участие спортсмены 18-22 лет, занимающиеся борьбой первый год. Они были разделены на две группы - экспериментальную и контрольную. Тренировки проводились шесть раз в неделю по одному и тому же плану. Однако борцы одной из групп использовали в процессе занятий тренажерные устройства для отработки болевых приемов, а другие такой возможности не имели.

Результаты эксперимента позволяют сделать вывод о том, что названные тренажерные устройства могут применяться на всех этапах овладения техникой борьбы, но наиболее эффективны они в период начального обучения спортсменов.

Особое внимание в процессе эксперимента обращалось на идентичность тренировок борцов контрольной и экспериментальной групп. До эксперимента они тренировались совместно в течение 1,5 месяца. Это было необходимо для того, чтобы к началу эксперимента спортсмены прошли "пик негативного рассогласования" страха и интереса в основном за счет ухода с ковра ряда начинающих борцов (рис.2).

Отработка болевых приемов на локтевой сустав осуществлялась сначала по отдельным элементам, но в обратной последовательности: нагружение выпрямленной руки до болевого ощущения, разгибание руки, разрыв захвата и занятие исходного положения. Последующие тренировки включали в себя отработку одно-, двух-, трех - и четырехэлементных приемов (со сцепленными и расцепленными ногами атакующего борца).

В процессе эксперимента условия отработки постоянно усложнялись. При этом особое внимание уделялось проведению болевых приемов на фоне утомления и в условиях соревнований.

Тренировочный процесс строился и таким образом. Болевой прием отрабатывался раздельно отдельными частями тела (руками, туловищем, ногами); как техническое действие, совершаемое только в партере; со стойки (сбивание или с прыжка на выпрямленную руку). Все это опять-таки повторялось без наличия и на фоне утомления. О степени утомления судили по его внешним и внутренним признакам.

За время эксперимента борцы каждой группы для совершенствования своего мастерства дважды встречались со спортсменами более высокой подготовленности (с точки зрения проведения

Классификация приемов, связанных с болевыми ощущениями

Характер действий

Место ощущения боли

Нога

Рука

Шея

голеностопный сустав

икроножная мышца

коленный сустав

мышцы бедра

тазобед - ренный сустав

предплечье

локтевой сустав

плечевой сустав

Ущемление (зажимание)

1

2-3

9

17-23

Разгибание

4

10

11-14

Скручивание

6-8

15-16

Растяжение

5

Затягивание

24-27

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Правила сокращения слов и словосочетаний
В тексте учебно-научных работ следует избегать сокращений слов, за исключением общепринятых: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие), см. (смотри), ст. (статья), т. (том) и ряд других. Считается, что чем меньше сокращений слов и словосочета ...

Физическое образование: его цели и задачи, содержание и структура
Система физического образования формировалась в многолетней практике изучения физики в общеобразовательных учебных заведениях. Усилиями поколений учителей и ученых школьный курс физики в ХХ в. вполне соответствовал лучшим мировым стандартам, способствовал достижению высокого уровня образованности н ...

Определение методов обучения и их реализация в учебном процессе
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru