Примечание. Номера в таблице (1 - 27) означают конкретные приемы, используемые на тренировках и соревнованиях борцами Челябинска.
Примерно раз в месяц участники эксперимента соревновались со спортсменами равной тренированности. Все это было необходимо для достижения в педагогическом процессе определенного сочетания страха и интереса.
В течение отведенных для эксперимента шести месяцев борцы одной из групп регулярно использовали в процессе тренировок тренажерные устройства. В среднем каждый спортсмен в недельном цикле тренировок уделял этому от 10 до 15 мин.
В соответствии с планом научного исследования был проведен еще один, углубленный, эксперимент. В нем приняли участие девушки (две группы по 10 человек). Эксперимент подтвердил возможность интенсификации тренировочного процесса и дал высокие результаты относительно сочетания страха и интереса в педагогическом процессе подготовки борцов.
В начале и конце эксперимента проводились тренировочные схватки. Борцам давались задания провести как можно больше болевых приемов из высокого партера (На левую, а затем на правую руку.) Проводились схватки в партере, стойке и партере, соревновательные схватки. Если в начале эксперимента мастерство борцов было примерно равным, то в конце его преимущество было на стороне борцов экспериментальной группы. У них снизился уровень страха, венозного застоя, снизилась продолжительность проведения болевых приемов, выросло количество попыток их проведения, удачно выполненных действий и уходов с болевых приемов.
Как показал эксперимент, большую роль в процессе подготовки девушек-борцов играют теоретические занятия. Ряд из них должен быть посвящен классификации технических действий, в том числе приемов, связанных с болевыми ощущениями (см. таблицу). Обязательно должны быть проведены беседы о страхе, его видах и функциях.
Выполненный нами опрос тренеров показал, что страх бывает полезен для спортсменов. Однако они стараются его скрыть, поскольку считают наличие страха признаком своей слабости. Но их выдают раздражительность, разнообразие жалоб склонность к разговорам на самые различные темы.
Некоторые тренеры обращают внимание на наличие у борцов интереса к страху, или, иначе говоря, стремление к стрессу (с целью его преодоления). Они получают большое удовлетворение от занятий спортом и победы над соперником.
Вместе с тем у борцов есть и другие интересы. Это повышение своего престижа в обществе, достижение совершенства, стремление быть мужественным, различные виды материальных поощрений за победы на соревнованиях самого различного ранга. Все это заставляет их активно тренироваться под руководством опытных наставников, умеющих оптимизировать педагогический процесс с позиций сочетания страха и интереса.
Результаты проведенного нами исследования позволяют утверждать, что основным путем преодоления страха у борцов является пополнение их знаний в отношении его источника. При этом особую значимость имеют специальные тренажерные устройства для отработки заключительных элементов болевого приема на локтевой сустав.
"Не бегите от страха, анализируйте его" - такой совет дает П.С. Брегг. Такой же совет дают и многие специалисты в области психологии и педагогики современного спорта . Кроме того они рекомендуют использовать тренировки с моделированием, с чем также нельзя не согласиться.
Разумно оптимизировать сочетание страха и интереса могут далеко не все преподаватели. Этому мешает ограничение свободы творчества, неуверенность в себе, недостаточное владение современными методами педагогической работы, недостаточное знание жизни и своего предмета, формальное отношение к своей работе, отсутствие должных материальных стимулов. Важно еще вот что: "Мы, педагоги, сильно отличаемся друг от друга. тем, что одни из нас склонны заглядывать вглубь, а другие предпочитают скользить по поверхности", производя приятное впечатление на студентов. Но только первые держат их ум в постоянном напряжении (а без эмоций, без нервов ум не напрягается). И вот как раз это умение "держать в напряжении" мы называем оптимизацией сочетания страха и интереса в педагогическом процессе. Немаловажную роль в этом играет личностно-развивающее обучение.
Статьи по педагогике:
Нравственное воспитание
Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение растущим человеком моральных ценностей. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения и пред ...
Возможные структура и содержание непрерывного курса
информатики для средней школы
Начало систематического обучения информатике учащихся средней общеобразовательной школы в нашей стране было положено в 1985г. на базе первой программы курса «Основы информатики и вычислительной техники». В основу ее разработки были положены три базовых понятия: информация, алгоритм, ЭВМ. Указанные ...
Роль решения задач
В общей системе обучения математике решение задач является одним из видов эффективных упражнений. Решение задач имеет чрезвычайно важное значение, прежде всего, для формирования у детей полноценных знаний, определяемых программой. Так, если мы хотим сформировать у школьников правильное понятие о сл ...