Основной источник страха у борцов и пути его преодоления

Страница 3

Примечание. Номера в таблице (1 - 27) означают конкретные приемы, используемые на тренировках и соревнованиях борцами Челябинска.

Примерно раз в месяц участники эксперимента соревновались со спортсменами равной тренированности. Все это было необходимо для достижения в педагогическом процессе определенного сочетания страха и интереса.

В течение отведенных для эксперимента шести месяцев борцы одной из групп регулярно использовали в процессе тренировок тренажерные устройства. В среднем каждый спортсмен в недельном цикле тренировок уделял этому от 10 до 15 мин.

В соответствии с планом научного исследования был проведен еще один, углубленный, эксперимент. В нем приняли участие девушки (две группы по 10 человек). Эксперимент подтвердил возможность интенсификации тренировочного процесса и дал высокие результаты относительно сочетания страха и интереса в педагогическом процессе подготовки борцов.

В начале и конце эксперимента проводились тренировочные схватки. Борцам давались задания провести как можно больше болевых приемов из высокого партера (На левую, а затем на правую руку.) Проводились схватки в партере, стойке и партере, соревновательные схватки. Если в начале эксперимента мастерство борцов было примерно равным, то в конце его преимущество было на стороне борцов экспериментальной группы. У них снизился уровень страха, венозного застоя, снизилась продолжительность проведения болевых приемов, выросло количество попыток их проведения, удачно выполненных действий и уходов с болевых приемов.

Как показал эксперимент, большую роль в процессе подготовки девушек-борцов играют теоретические занятия. Ряд из них должен быть посвящен классификации технических действий, в том числе приемов, связанных с болевыми ощущениями (см. таблицу). Обязательно должны быть проведены беседы о страхе, его видах и функциях.

Выполненный нами опрос тренеров показал, что страх бывает полезен для спортсменов. Однако они стараются его скрыть, поскольку считают наличие страха признаком своей слабости. Но их выдают раздражительность, разнообразие жалоб склонность к разговорам на самые различные темы.

Некоторые тренеры обращают внимание на наличие у борцов интереса к страху, или, иначе говоря, стремление к стрессу (с целью его преодоления). Они получают большое удовлетворение от занятий спортом и победы над соперником.

Вместе с тем у борцов есть и другие интересы. Это повышение своего престижа в обществе, достижение совершенства, стремление быть мужественным, различные виды материальных поощрений за победы на соревнованиях самого различного ранга. Все это заставляет их активно тренироваться под руководством опытных наставников, умеющих оптимизировать педагогический процесс с позиций сочетания страха и интереса.

Результаты проведенного нами исследования позволяют утверждать, что основным путем преодоления страха у борцов является пополнение их знаний в отношении его источника. При этом особую значимость имеют специальные тренажерные устройства для отработки заключительных элементов болевого приема на локтевой сустав.

"Не бегите от страха, анализируйте его" - такой совет дает П.С. Брегг. Такой же совет дают и многие специалисты в области психологии и педагогики современного спорта . Кроме того они рекомендуют использовать тренировки с моделированием, с чем также нельзя не согласиться.

Разумно оптимизировать сочетание страха и интереса могут далеко не все преподаватели. Этому мешает ограничение свободы творчества, неуверенность в себе, недостаточное владение современными методами педагогической работы, недостаточное знание жизни и своего предмета, формальное отношение к своей работе, отсутствие должных материальных стимулов. Важно еще вот что: "Мы, педагоги, сильно отличаемся друг от друга. тем, что одни из нас склонны заглядывать вглубь, а другие предпочитают скользить по поверхности", производя приятное впечатление на студентов. Но только первые держат их ум в постоянном напряжении (а без эмоций, без нервов ум не напрягается). И вот как раз это умение "держать в напряжении" мы называем оптимизацией сочетания страха и интереса в педагогическом процессе. Немаловажную роль в этом играет личностно-развивающее обучение.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по педагогике:

Некоторые речевые нарушения у детей
Нарушения речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. К наиболее сложным относятся органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия), к менее сложным – функциональные (дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие речи). Если вовремя не устранить нарушения звук ...

Санитарно-гигиенические навыки и их формирование у детей
Своевременное появление у детей санитарно-гигиенических навыков, указывает Р.С. Буре, является отражением их адекватного развития и начальной социализации. Воспитание гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при форм ...

Теоретико-методологические основы темы «Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся основной общеобразовательной школы»
Русская лексикография, учение о словарях – теоретико-методологическая основа моей выпускной квалификационной работы. Слово, как важнейшая номинативная единица языка, рассматривается с различных сторон: фонетической, лексико-семантической, грамматической. Нас интересует лексико-семантическая сущност ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru