Некоторые речевые нарушения у детей

Страница 1

Нарушения речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. К наиболее сложным относятся органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия), к менее сложным – функциональные (дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие речи).

Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов у детей возникнут трудности общения с окружающими.

По определению Л.С. Волковой и её коллег, нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

Не соответствуют возрасту говорящего;

Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и следствием незнания языка;

Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;

Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;

Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;

Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.

Такая характеристика позволяет отличать речевые нарушения от возрастных особенностей речи, от ее временных нарушений у детей и взрослых и особенностей, обусловленных террориально-диалектными и социокультурными факторами.

Рассмотрим некоторые виды речевых нарушений.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Т.е., если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков (одной группы или несколько), то такое нарушение речи и называется дислалией. Дислалии бывают функциональными и механическими.

Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, а механические – в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата.

Остановимся более подробно на функциональной дислалии, так как данное нарушение речи наиболее часто встречается у детей 6-7 лет.

В «Справочнике для логопедов» функциональная дислалия определяется, как дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата.

Причины возникновения – биологические и социальные: общая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи; задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции), запоздалое развитие речи, избирательное нарушение фонематического восприятия; неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка.

При функциональной дислалии нет каких-либо органических нарушений центральной нервной системы, препятствующих осуществлению движений. Несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляционные образцы отдельных звуков. Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. В зависимости от того, какие из признаков звуков – акустические или артикуляционные – оказались несформированными, звуковые замены будут различны.

М.Ф. Фомичева указывает на то, что при функциональной дислалии существуют различные явления произношения фонем. При смешивании фонем, когда одно и то же слово носит разный звуковой облик, такое явление носит название взаимозамены звуков. Когда у детей какой-то звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту, то такое явление называется искажением звуков. Бывает и так, что у детей оказывается неусвоен какой-то один из признаков данного звука, это приводит к замене звуков .

При планировании коррекционной деятельности необходим учет того, каким является дефект речи, только от этого будет зависеть успешность работы по исправлению определенного нарушения речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Последовательность стадий планирования учебного процесса
Первая стадия– определение общих целей урока. Это необходимо для обеспечения целостности урока и уверенности в том, что на уроке внимание будет фокусироваться на важных, значимых результатах, а не на достижении малозначимых целей. Сразу же после этого общие цели урока подразделяются на частичные, т ...

Проблемы и перспективы современного урока
Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. До 50-х годов 20 века ...

Особенности процесса развития воображения у детей с нарушением слуха
Дети со слуховой депривацией уже на ранних этапах онтогенеза отстают от слышащих сверстников в развитии воображения, однако при наличии коррекционного обучения высокого качества учащиеся с нарушением слуха могут не только продемонстрировать аналогичный уровень развития воображения по сравнению с но ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru