Отечественный и зарубежный опыт непрерывного обучения информатике с 1 по 11 класс средней общеобразовательной школы

Образование и воспитание » Проектирование содержания непрерывного обучения информатике с 1 по 11 класс средней общеобразовательной школы » Отечественный и зарубежный опыт непрерывного обучения информатике с 1 по 11 класс средней общеобразовательной школы

Страница 1

Возраст, с которого дети начинают изучать информатику, неуклонно снижается. Об этом свидетельствует, как зарубежный, так и отечественный опыт, показывающий, что школьники младшего и среднего возраста хорошо усваивают основы информатики. В этой связи актуальными становятся принципы построения учебных программ непрерывного обучения информатике с 1 по 11 класс.

Обзор научных работ свидетельствует о том, что содержание первых учебных программ было ориентировано в основном на обучение школьников программированию. В дальнейшем появились различные исполнители, которые берут свое начало от «Черепахи» С. Пейперта. Развитие этих идей привело к осознанию необходимости формирования компьютерной культуры, включающей в себя компьютерную грамотность: умение с помощью компьютера писать, считать, рисовать, работать с другими видами информации. Вместе с тем зарубежный опыт показывает, что использование компьютера даже как инструментального средства обработки различных видов информации не дает должных практических результатов обучения.

Но существует и другая концепция использования компьютеров в обучении ориентирована на творчество, самостоятельность и практическую работу школьников в различных сферах человеческой деятельности. Собственно изучение информатики и компьютера как объекта является основой или фоном, на котором происходит обучение использованию компьютеров.

Необходимо отметить, что развитие направлений и методов обучения школьников в предметной области информатики в России и в зарубежных странах во многом совпадают. В 70-80-х годах ХХ века во многих странах (США, Великобритании, Германии, Швеции, Франции и других) проводилось усиленное обеспечение школ электронно-вычислительной техникой и осуществлялось обучение школьников языкам программирования. В отдельных странах (например, в Японии) в отличие от других стран в начале определялась педагогическая целесообразность использования вычислительной техники в школах, а затем начиналась активная работа по разработке методического обеспечения для обучения различным учебным предметам с использованием компьютеров.

В настоящее время в подавляющем большинстве западных стран подходят к обучению школьников информатике не как общеобразовательной дисциплине, а как науке овладения умением работы с компьютером при изучении других предметов. В то же время, в отличие от российской системы образования, в зарубежной практике во многом все еще присутствует инструментально-технологический подход к обучению информатике, который главным образом направлен не на ее фундаментальные аспекты, а лишь на формирование элементарной компьютерной грамотности школьников.

Общим же для отечественного и зарубежного опыта на сегодняшний день является ориентация на личность в образовательном процессе, с учетом особенностей ее индивидуальности и подбором специальных средств обучения.

В настоящее время на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта непрерывного обучения информатике возникла насущная необходимость в разработке концепции дальнейшего развития общеобразовательного курса информатики.

Необходимость разработки такой концепции была продиктована рядом причин.

Во-первых, стало очевидным, что действующий курс информатики во многом не удовлетворяет современным тенденциям развития образования и далеко не в полной мере отражает все многообразие педагогических функций изучения в школе общеобразовательной области "Информатика". Попытки дальнейшего сведения содержания курса информатики к изучению информационных технологий приводят к его интеграции с предметами технологического цикла или растворению в курсе математики.

Во-вторых, необходимо с большой осторожностью переносить зарубежный опыт в определении приоритетных задач курса информатики. Необходимо сформулировать положения отвечающие традициям отечественного образования и насущным задачам, стоящим перед современной школой в целом.

Для того чтобы лучше прояснить суть стоящей проблемы часто необходимо обратиться к истории ее возникновения. Это целесообразно сделать и в данном случае. В развитии отечественного школьного курса информатики можно выделить следующие основные этапы:

- с начала 60-х годов до 1985 года;

- с 1985 года до начала 90-х годов;

- с 90-х годов по настоящее время.

На первом этапе в рамках производственного обучения в школе и факультативных курсов возникло два направления изучения кибернетики и информатики в средней школе:

а) общеобразовательное, связанное с изучением информационных процессов, принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, автоматической обработкой информации. Теоретический анализ этой проблемы, проведенный В.С. Ледневым, показал необходимость включения основ кибернетики в учебный план средней школы в качестве базового (обязательного) компонента общего образования человека. Практической реализацией этого подхода явился курс "Основы кибернетики" (В.С. Леднев, А.А. Кузнецов), рекомендованный в 1975 году Минпросом СССР сначала в качестве факультативного.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Средства диагностики эффективности применения методик преподавания географии
Чтобы учитель мог понять, насколько эффективна его работа, необходимо использовать средства диагностики и контроля. В качестве таковых используются: опросы; блиц-опросы; тесты; письменные контрольные работы; географические кроссворды; работа с картой. Наиболее распространен метод тестирования. Тест ...

История разработки вопросов развития конструкторской деятельности в психологической и педагогической литературе
Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на п ...

Третий этап эксперимента. Обследование устной речи глухих школьников после проведения серии экспериментальных занятий
На данном этапе мы выяснили результаты проведенных экспериментальных занятий, насколько они были полезными и к каким изменениям привели. В контрольном эксперименте использовались те же методики обследования речи испытуемых, что и в констатирующем эксперименте. Кроме того, весь речевой материал, исп ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru