Санитарно-гигиенические навыки и их формирование у детей

Страница 3

- показ,

- объяснение,

- пояснение,

- поощрение,

- беседы,

- упражнения в действиях,

- дидактические игры,

- потешки, стихотворения, пословицы, поговорки,

- игровые приемы,

- викторины, развлечения,

- прием повторения действий (например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки).

Основными способами, с помощью которых ребенок учится самостоятельности, согласно С.В. Петериной, являются следующие:

- совместные действия со взрослым, направленные на игрушку (когда взрослый берет руки ребенка в свои и производит необходимые действия: кормит куклу, одевает на прогулку);

- подражание (когда взрослый показывает действие и побуждает ребенка к его повторению, при необходимости помогая ему своей рукой);

- по показу (когда взрослый демонстрирует действия и ребенок затем действует самостоятельно).

Отметим, что все эти способы обучения ребенка используют в сочетании с речевой инструкцией, которая должна быть четкой, лаконичной, состоящей из трех-четырех слов. Вначале используются совместные действия руками ребенка, потом помощь в использовании этих действий через показ, указательный жест, словесную инструкцию.

Прежде всего следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки.

Желательно сочетать словесный и наглядный методы, используя сюжетные картинки и символы, дающие представления о последовательности выполнения действий при умывании, чистки зубов, одевании на прогулку и т.д. При этом можно использовать русские народные потешки, приговорки, пестушки (при умывании, заплетении волос девочкам, уборке помещения, перед сном, при пробуждении и т.д.).

Дети младшего дошкольного возраста лучше усваивают необходимые навыки в играх специально направленного содержания, эти игры позволяют детям применить свои знания на практике, активизируют у ребят инициативу и творчество. Помогают малышам выполнять действия по самообслуживанию с интересом и желанием, оставят яркие впечатления в душе ребёнка.

В воспитании культурно-гигиенических навыков, как указывает Р.С. Буре, огромную роль играет педагогическая оценка отдельных поступков и поведении ребенка. Более широко воспитатель пользуется в своей работе положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.

Положительная оценка дается и в том случае, когда нужно показать успехи в овладении новыми навыками. Положительную оценку надо давать и в том случае, если дети сами помнят, как нужно поступать. Похвала ускорит выработку необходимого навыка. Если дети ошибаются при выполнении тех или иных правил, воспитатель напоминает им, что и как надо сделать, не торопится с замечанием или осуждением. Все указания детям должны даваться в дружелюбном, спокойном тоне, вызывающем у них положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками.

Санитарно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменения системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.

Свои особенности имеет формирование санитарно-гигиенических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

В сложившейся практике нередко приходиться наблюдать, пишет Д.В. Зайцев, что значительная часть детей с ОВЗ оказывается неспособной к самообслуживанию и постоянно нуждается в опеке и помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, что значительно затрудняет их дальнейшую адаптацию и интеграцию с социальной средой. Нарушения двигательного и/или психического развития, трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, гиперопека со стороны родителей - все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и санитарно-гигиеническими навыками .

Коррекционно-развивающая работа с такими детьми опирается на следующие положения:

- теория психического развития ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец), утверждающая принцип формирования основных психологических структур в активной деятельности ребенка, направленной на присвоение социально-культурного опыта;

- положение о единстве основных закономерностей психического развития детей, как в норме, так и в патологии (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Ж.И. Шиф, Т.А. Власова, В.И. Лубовский и др.).

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Работа логопеда по развитию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр
В своей практической деятельности для развития речевой деятельности детей дошкольного возраста с ОНР III уровня логопед использует различные игровые приемы. Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает н ...

Теоретические основы проблемы общекультурной компетенции учителя как составной части его педагогической культуры
Высокий уровень общекультурной компетенции необходим педагогу для реализации всех трех глобальных целей образовательного процесса: обучения, воспитания и, особенно, развития учащихся. Она выступает важной характеристикой педагогической культуры учителя, одним из неотъемлемых показателей его професс ...

Нарушения звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи стало ясно, что в случаях нарушения артикулярной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. У детей с общим недоразвитием речи отмечается незаконченность процессов формирования артикулир ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru