При обучении ребенка умыванию найти удобное место для мыла, зубной щетки, уточнить, какой рукой лучше брать щетку, а какой — пасту. Эти детали, часто не имеющие значения для обычных детей, могут оказаться критическими при обучении ребенка с ранним детским аутизмом с трудностями произвольного сосредоточения.
В обучении можно использовать игры типа «Кукла Таня умывается», «У куклы Тани красивое полотенце», «Причешем кукле волосы», «У куклы Тани красивый носовой платок». При обучении важен ритм занятия. Аутичный ребенок не способен долго оставаться в ситуации, когда от него требуется произвольное внимание и выполнение произвольных действий. Тренировки в первое время могут быть очень короткими (3-5 мин), но необходимо, чтобы ребенок сразу испытал радость успеха. Взрослый действует за ребенка его руками, быстро и уверенно, чтобы поскорее завершить действие, при этом приговаривая, какой тот молодец и что будет, когда он умоется и т. д. Рекомендуется эмоционально обыграть удачу, например: «Ты так чисто умылся, глазки заблестели, щечки заалели!». В это время взрослый находится впереди ребенка, облегчая этим зрительный контакт с ним, радуясь и заражая его своей радостью от успеха сделанного.
Ребенок с данной патологией может испытывать трудности при обучении навыкам одевания, раздевания. Опыт показывает, что если ребенок умеет бросать мяч, надевать кольца на простую пирамиду и владеет другими движениями, необходимыми в игровой деятельности, то его можно учить самостоятельно одеваться и раздеваться. Научить ребенка раздеваться помогают многократно повторяющиеся в течение дня ситуации в туалете, при укладывании спать. Сначала, управляя руками ребенка, взрослый помогает ему снять необходимую одежду, затем лишь слегка приспускает ее, предоставляя ребенку возможность завершить действие. Постепенно взрослый ослабляет помощь, однако в случае неуспеха он готов пре доставить ее вновь во избежание аффективного «взрыва» ребенка.
Не забывается поощрять ребенка за малейшие самостоятельные действия. Однако, чтобы не произошло пресыщение похвалой, сохранилась ее ценность, ее необходимо ослаблять за те действия, которые автоматизируются, постепенно перенося внимание на операции, требующие освоения. Со временем накапливается большой арсенал поощрений (похвал, тактильных, пальчиковых и двигательных игр, песенок, игрушек, лакомств и т. д.), гибкое применение которых позволяет последовательности в подкреплении желательного поведения не превратиться в механичность.
Уменьшению тревожности, упорядочиванию поведения аутичного ребенка способствуют организация его жизни по четкому расписанию, распорядку дня, существование семейных традиций и привычек, когда последовательность событий предсказуема. Повторяя изо дня в день определенный распорядок дня, взрослые проговаривают вместе с ребенком утром и вечером, что будут делать сегодня, что удалось сделать, что планируют на завтра. Помочь ребенку усвоить общий распорядок дня может расписание (режим дня) в виде фотографий или картинок, на которых он ест, готовится ко сну, одевается и т. д.
Использование карточек (лёб-системы) как средства общения имеет большое значение для социально-бытовой адаптации аутичного ребенка, особенно с проявлениями мутизма. Для этого на начальном этапе требуется использовать внутренние потребности такого ребенка, угадывая его желание и помогая сообщить о нем с помощью доступного средства. Например, если во время занятия ребенок пытается убежать, его необходимо вернуть и попросить взять карточку «передышка», тем самым обозначив желание передохнуть. В дальнейшем такая организация взаимодействия поможет увеличить длительность рабочего времени.
В процессе обучения ребенка с ранним детским аутизмом вначале вырабатывается эмоциональный стереотип поведения. Взрослый убеждает ребенка в его положительных качествах: что он быстро и хорошо одевается, умывается, помогает маме и т. д., и только после этого идет терпеливое обучение самообслуживанию, бытовым навыкам. Сначала почти все делает взрослый в присутствии ребенка и рассказывает, как хорошо у них получается «вместе», затем руками ребёнка, в дальнейшем представляя всё больше самостоятельности. Помощь должна быть достаточно неприятной, чтобы ребенок старался избежать подобной помощи, стремясь выполнить действия самостоятельно. Помощь может предоставляться в виде указательного жеста или словесной подсказки.
Статьи по педагогике:
Учебный предмет "физическая культура" -
источник получения школьниками знаний по физической культуре
Исследуя проблему содержания учебного предмета "физическая культура" в школе, есть необходимость различать понятия "образование по физической культуре" и учебный предмет "физическая культура". По его мнению, источником образования школьников по физической культуре явля ...
Структура физкультурно-педагогической деятельности учителя
В своей профессиональной деятельности учитель физической культуры должен удовлетворить требования общества, которые заложены в виде целей и задач, представленных в Программе по физическому воспитанию. В каждой деятельности можно условно выделить подготовительный, исполнительный и контрольный этапы ...
Общепедагогические и дидактические идеи учёных –
энциклопедистов востока
Период раннего Восточного Ренессанса. В течении IX – ХII вв. в период Караханидов, Газнивидов, Селдюкидов и Хорезмшахов независимое государство появилось в Маверауннахре и Хорасане. Несмотря на непрерывные войны, развивавшимся под влиянием определенных кругов, этот период был очень важным для терри ...