Е. Н. Панова и Р. Чуднова так же предлагали отдельные бессистемные упражнения. Р. Чуднова в своей статье обобщила опыт работы детских садов по использованию дидактических игр в процессе знакомства детей четвертого года жизни с количеством, показала на фактическом материале обучение решению задач в форме дидактической игры. Предлагала дидактические игры проводить как на занятиях, так и в свободное от занятий время, особенно с теми детьми, которые отстают в усвоении программного содержания. Так же она описывала организацию детей во время дидактических игр. Но системы упражнений она не предлагала, только описывала примеры игр и занятий. Данным автором разработаны игры по различным задачам. Такие как: «Петрушкины гости», «Сбор грибов», «В лесу» на формирование представлений у детей о множестве, как единым целым, состоящим из однородных элементов. «Что изменилось», «Зайцы в огороде» на обучение детей умению выделять один предмет и много. «Поможем бычку – белому бочку», «Лиса и котята» для обучения воспринимать и воспроизводить один и много звуков, движений, устанавливать по количеству равенство звуков, предметов, движений.
Е. Н. Панова предлагала дидактические игры, а так же конспекты занятий с логическими блоками. Такие как «Найди свой домик», «Разноцветные шары», «Равенство» и др. Описала формы организации работы с логическими блоками, а так же игровые обучающие средства и пособия. Но игр на развитие представлений о множестве и операций над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование) представлено мало.
А. А. Столяр предлагал игры по определенной системе, в том числе на классификацию и формирование основных логических операций – не, и, или и др. Например «Где какие фигуры лежат», «Третий лишний», «Заполни квадрат» и др. Но свои игры он рассчитывал на средний и старший дошкольный возраст.
М. Фидлер – описывала примеры, собранные из разных источников: один из них – результат личных наблюдений автора, в других нашел отражение богатый опыт работы воспитательниц детского сада, третьи взяты из написанных под руководством автора дипломных работ. Так же она считала, что приводимые примеры подтверждают возможность проведения самой разнообразной работы с младшими дошкольниками. Это в основном примеры применения методов обучения, связанных с действием, с движением, а так же словесных методов. Никакой системы, а так же примеров игр в работе не представлено.
Но серии игр и игровых упражнений для детей младшего дошкольного возраста с подробным ее описанием в методической литературе, нами изученной, не представлено.
Формирование у детей четвертого года жизни представлений о множестве очень важно. Множество – это основное математическое понятие.
Выполнение детьми дошкольного возраста различных операций с предметными множествами позволяет в дальнейшем развить у малышей понимание количественных отношений и сформировать понятие о натуральном числе.
Особенности развития представления о множестве рассматривали А. В. Запорожец, Г. А. Кислюк, Л. В, Глаголева, Ф. Н. Блехер, В.В. Данилова и другие. На основании этих исследований А.М. Леушина разработала методику формирования понятия о числе на основе теоретико-множественного подхода. В младшей группе данным автором предложены задачи и методика по каждой задаче. Но в эту систему занятий она не включала игры, а только некоторые игровые упражнения. Хотя указывала, что в повседневной жизни для закрепления знаний необходимо использовать игры и игровые упражнения в разных видах деятельности.
Статьи по педагогике:
Учебно-материальная база технологического обучения
Область «Технология» обеспечивает формирование политехнических и общетрудовых знаний и умений в области технологии, экономики, организации и экологии современного производства, представления о перспективах его развития, о мире профессий, об основах предпринимательства, о ведении домашнего хозяйства ...
Организационно-методические модели ДО
Обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования, предназначалось для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могли посещать стационарные учебные заведения. Так, в 1836 году был организован Лондонский университет, основной з ...
Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном
возрасте
Подростковый и ранний возраст отличается ростом самосознания, возрастающим интересом к собственному «Я». Учет этого обстоятельства оказывается принципиально важным в плане организации профессиональной ориентации школьников, поскольку способность к осознанному и уверенному выбору профессии в этом во ...