Как уже было сказано процесс обновления целей в воспитании и образовании не требует ломки всей системы образования. Достаточно ввести изменения в методы педагогической работы, добиться реализации принципов обучения и воспитания на практике.
В.Г. Крысько приводит список принципов обучения и воспитания, составленный на основе традиционных дидактических принципов с учетом гуманистических принципов воспитания личности:
- индивидуальный и дифференцированный подход к учащемуся;
- образование и воспитание через групповую и коллективную работу;
- воспитание и образование в процессе деятельности;
- уважение личного достоинства каждого;
- единство, согласованность, преемственность в образовании и воспитании.
Подобные формулировки можно увидеть практически в каждом учебнике по педагогике, некоторые из них были составлены еще в советское время, успешно апробированы Макаренко и др. Актуальны они и сейчас. Но реализация этих принципов на практике на основе переписывания опыта того же Макаренко уже невозможна. На это указывает и В.Г. Крысько, приводя в довесок к этим принципам примеры методических наработок некоторых авторов. В частности он приводит список основных методов воспитания:
- убеждение;
- пример;
- поощрение;
- соревнование;
- принуждение;
- упражнение.
Некоторые из перечисленных методов давно доказали свою работоспособность. Но в наше время и они нуждаются в тщательной доработке, составлении новейших методических сопровождений. Так метод примера будет недейственен для подростков современной школы, если его содержание будет подобным тому, о чем писали в советских учебниках. К сожалению, подобные несуразицы встречаются и сейчас, когда в современном 14-летнем юноше пытаются воспитать любовь к Родине на рассказах о Гражданской войне.
Именно в обновлении методического материала, многократном уточнении целей в образовании и воспитании, переводе гуманистических принципов в образ, актуальный для современности и видится перспектива развития процессов целеполагания в образовании и воспитании.
В данной работе удалось раскрыть сущность понятий "образование" и "воспитание". Под первым понимается процесс и результат усвоения и освоения человеком общекультурных норм и ценностей, демонстрируемый в конкретных знаниях, умениях и навыках. Под вторым - процесс и результат усвоения и освоения человеком общекультурных норм и ценностей, проявляющийся в поведении человека.
Также было определено, что основная ценность данных понятий заключается в том, каким образом они могут быть применены в процессе формулирования конкретных целей для педагогической практики. Был проведен анализ исторических прецедентов полагания целей в воспитании и образовании, с помощью которого удалось выделить основные факторы, влияющие на процесс формирования целей:
- потребности общества;
- уровень развития общества;
- уровень развития педагогической науки и практики;
- идеальный образ человека.
Последний в совокупности помогает определить сущность процессов целеполагания в воспитании и образовании.
В дальнейшем внимание было посвящено изучению современных тенденций в формулировании этого образа. Было обнаружено, что образ формулируется на основании гуманистических принципов, что закреплено в законодательных актах, суждениях экспертов. Важность использования именно этих принципов подтверждается и многовековыми культурными традициями.
Анализ современной ситуации в сфере образования помог сформулировать актуальные характеристики процессов целеполагания и формирования идеальных образов в образовании и воспитании:
- формулирование целей в образовании и воспитании на сегодняшний день происходит на основании принципов гуманизма;
- влияние государства на процесс целеполагания остается на высоком уровне;
- возрастает роль общественных структур (например, Общественная Палата) в процессах целеполагания;
- вследствие быстрого ритма жизни цели постоянно конкретизируются и обновляются;
- образ идеальной личности на сегодняшний день задается понятиями "всесторонне развитая", "развивающаяся", "гуманная"; определяется качествами: патриотичная, высокопрофессиональная, мобильная, интеллектуально развитая;
Статьи по педагогике:
Гуманная педагогика в России
Б.М. Теплов (советский психолог) обратившись к детскому возрасту, справедливо заметил: "Восприятие искусства - активный процесс, в который входят и двигательные моменты, и эмоциональное переживание, и работа воображения, и эмоциональное переживание, и "мысленное действование". Это по ...
Потребность в эмоциональном насыщении
Эмоциональное насыщение организма является его важной врожденной и прижизненно развивающейся потребностью. Эта потребность может удовлетворяться не только положительными, но и отрицательными эмоциями. Отрицательная эмоция - это сигнал тревоги, крик организма о том, что данная ситуация для него гибе ...
Отметка в семейной жизни школьника
Педагогическая отметка выступает как основа развития отношений семьи к ребенку. Она появляется в семье ребенка без сопровождения оценки, отделившись от нее. Если в школе отметка еще была связана с оценкой, то в семье ученика отметка выступает самостоятельно, поэтому раскрыть, осмыслить отметку не т ...