Современные тенденции иформировании идеалов в образовании

Страница 3

Как уже было сказано процесс обновления целей в воспитании и образовании не требует ломки всей системы образования. Достаточно ввести изменения в методы педагогической работы, добиться реализации принципов обучения и воспитания на практике.

В.Г. Крысько приводит список принципов обучения и воспитания, составленный на основе традиционных дидактических принципов с учетом гуманистических принципов воспитания личности:

- индивидуальный и дифференцированный подход к учащемуся;

- образование и воспитание через групповую и коллективную работу;

- воспитание и образование в процессе деятельности;

- уважение личного достоинства каждого;

- единство, согласованность, преемственность в образовании и воспитании.

Подобные формулировки можно увидеть практически в каждом учебнике по педагогике, некоторые из них были составлены еще в советское время, успешно апробированы Макаренко и др. Актуальны они и сейчас. Но реализация этих принципов на практике на основе переписывания опыта того же Макаренко уже невозможна. На это указывает и В.Г. Крысько, приводя в довесок к этим принципам примеры методических наработок некоторых авторов. В частности он приводит список основных методов воспитания:

- убеждение;

- пример;

- поощрение;

- соревнование;

- принуждение;

- упражнение.

Некоторые из перечисленных методов давно доказали свою работоспособность. Но в наше время и они нуждаются в тщательной доработке, составлении новейших методических сопровождений. Так метод примера будет недейственен для подростков современной школы, если его содержание будет подобным тому, о чем писали в советских учебниках. К сожалению, подобные несуразицы встречаются и сейчас, когда в современном 14-летнем юноше пытаются воспитать любовь к Родине на рассказах о Гражданской войне.

Именно в обновлении методического материала, многократном уточнении целей в образовании и воспитании, переводе гуманистических принципов в образ, актуальный для современности и видится перспектива развития процессов целеполагания в образовании и воспитании.

В данной работе удалось раскрыть сущность понятий "образование" и "воспитание". Под первым понимается процесс и результат усвоения и освоения человеком общекультурных норм и ценностей, демонстрируемый в конкретных знаниях, умениях и навыках. Под вторым - процесс и результат усвоения и освоения человеком общекультурных норм и ценностей, проявляющийся в поведении человека.

Также было определено, что основная ценность данных понятий заключается в том, каким образом они могут быть применены в процессе формулирования конкретных целей для педагогической практики. Был проведен анализ исторических прецедентов полагания целей в воспитании и образовании, с помощью которого удалось выделить основные факторы, влияющие на процесс формирования целей:

- потребности общества;

- уровень развития общества;

- уровень развития педагогической науки и практики;

- идеальный образ человека.

Последний в совокупности помогает определить сущность процессов целеполагания в воспитании и образовании.

В дальнейшем внимание было посвящено изучению современных тенденций в формулировании этого образа. Было обнаружено, что образ формулируется на основании гуманистических принципов, что закреплено в законодательных актах, суждениях экспертов. Важность использования именно этих принципов подтверждается и многовековыми культурными традициями.

Анализ современной ситуации в сфере образования помог сформулировать актуальные характеристики процессов целеполагания и формирования идеальных образов в образовании и воспитании:

- формулирование целей в образовании и воспитании на сегодняшний день происходит на основании принципов гуманизма;

- влияние государства на процесс целеполагания остается на высоком уровне;

- возрастает роль общественных структур (например, Общественная Палата) в процессах целеполагания;

- вследствие быстрого ритма жизни цели постоянно конкретизируются и обновляются;

- образ идеальной личности на сегодняшний день задается понятиями "всесторонне развитая", "развивающаяся", "гуманная"; определяется качествами: патриотичная, высокопрофессиональная, мобильная, интеллектуально развитая;

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Содержание экологических знаний в курсе химии средней школы
Роль школьного курса химии в экологическом образовании обуславливается тем, что данная наука связана с познанием законов природы, химической формы движения материи и ее значимость в материальной жизни общества. Перед учителем химии, ведущим природоохранную работу, стоят следующие задачи: раскрытие ...

Структура модуля
Данная структура определяется посредством: 1) разделения содержания модуля на учебные элементы (УЭ) с учетом интегрирующей цели и в соответствии с анализом предметных знаний. Это будут учебные элементы теоретического содержания модуля. Они идут под номерами УЭ-1, УЭ-2, УЭ-3 и т.д.; 2) выделения тре ...

Этапы разработки УМК
Разрабатывать УМК дисциплины рекомендуется в следующем порядке: · Определение тем согласно требованиям ГОС ВПО и количества часов на отдельные виды занятий согласно учебному плану. · Разработка образовательного стандарта дисциплины. · Разработка учебника, учебного пособия, курса или конспекта лекци ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru