Если касательно целей воспитания гуманистических ценностей ясно, то, как обстоят дела с системой современного образования? Актуальные тенденции в образовании на сегодняшний день - это увеличение количества необходимых для усвоения знаний, постоянная необходимость обновления умений и навыков, частая смена профессиональных требований, высокая плотность конкуренции на профессиональном рынке.
В подобной ситуации многие образовательные системы и институты не успевают за требованиями времени. Зачастую это даже невозможно. Как, например, можно передать современному школьнику тот объем знаний, который накопился за три тысячелетия? Даже чрезмерное уплотнение знаний и растягивание сроков обучения не позволяют сделать этого. И здесь снова на первый план выходят универсальные умения человека анализировать, оценивать, выбирать. Эти умения должны применяться осознанно, что опять же невозможно при отсутствии у человека всестороннего воспитания в духе принципов гуманизма. Оно позволяет человеку с большей долей объективности подходить к оценке окружающей его действительности и самостоятельно выбирать для себя будущее, самостоятельно формулировать профессиональные, личные цели, на основе которых уже и будет подбираться необходимый объем знаний, умений и навыков.
Большинство педагогов, таких как Б.Д. Эльконин, В.И. Слободчиков и др. уверены, что идеальным периодом для становления подобной самостоятельности является юношеский возраст. Но чтобы возможность для самоопределения вообще существовала, необходима соответствующая педагогическая работа с ребенком с его самого раннего детства.
Вообще полагание целей в образовании и воспитании – это не пересмотр всего накопленного опыта педагога. Многие эксперты замечают парадоксальную вещь: именно советское время с его режимом и строгой цензурой подарило нам талантливых педагогов вроде Выготского и Макаренко, которые, по сути, предложили абсолютно новое направление педагогической мысли. И это направление было отчасти основано на старой идеологии, старой школе, с новыми мыслями, свежими идеями, но с вечными принципами и идеалами.
Все это позволяет говорить о том, что именно подход к формированию образа идеального человека, принципы к планированию целей в образовании и воспитании делают эти самые процессы (образование и воспитание) иными. Опыт показывает, что исследователи, которые видят решение проблем образования в придумывании новых идеалов (возьмем пример постмодернистов) со временем приходят в тупик. Происходит это от того, что представляемый ими образ ни на чем не основывается, оставаясь лишь проектом на бумаге, оставляя в стороне накопленный веками опыт человеческих взаимоотношений, выраженный в непреходящих ценностях. Это отчасти и задает тон некоторым авторам – постмодернистам, которые в пику своим коллегам говорят о том, что именно разрушение образа личности, складывавшегося веками, отказ от него ведут к глобальным проблемам в обществе.
Подводя итоги вышесказанному, выделим следующие актуальные характеристики процессов целеполагания и формирования идеальных образов в образовании и воспитании:
- формулирование целей в образовании и воспитании на сегодняшний день происходит на основании принципов гуманизма;
- влияние государства на процесс целеполагания остается на высоком уровне;
- возрастает роль общественных структур (например, Общественная Палата) в процессах целеполагания;
- вследствие быстрого ритма жизни цели постоянно конкретизируются и обновляются;
- образ идеальной личности на сегодняшний день задается понятиями "всесторонне развитая", "развивающаяся", "гуманная"; определяется качествами: патриотичная, высокопрофессиональная, мобильная, интеллектуально развитая;
- существуют попытки целенаправленного формирования образа идеальной личности в школах (на низком уровне), через СМИ, художественными средствами; значительно уменьшилась роль церкви в процессе формирования образа; стали забываться семейные традиции, практически не транслируются семейные ценности;
- сфера образования пытается восполнить дефицит в процессах целеполагания новыми методами и методиками педагогической, воспитательной работы, удачно используются наработки личностно-ориентированного образования, развивающего образования.
Статьи по педагогике:
Понятие письменной речи
Письменная речь – это речь, основанная на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкциях, прежде всего в виде письменного текста. При этом оказывается возможным передавать сообщения со значительной временной отсрочкой. В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющ ...
Внеурочная деятельность младших школьников при организации
ФГОС
Внеурочная деятельность учащихся- деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы ...
Контроль знаний учащихся 5 класса при изучении действий с десятичными
дробями
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил разработать вариант системы контроля знаний учащихся при обучении пятиклассников арифметическим действиям с десятичными дробями, который включает в себя самостоятельные работы (1 вариант), теоретические вопросы к зачету, обязательны ...