Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным зрением

Образование и воспитание » Интеграция детей с нарушенным зрением и слухом » Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным зрением

Страница 1

Первичные проблемы, связанные с социальной интеграцией незрячих, появляются с рождением слепого ребенка. Проблему развития слепого ребенка в семье изучали ряд авторов (Р. Баркер, М. Бауман, Дж. Боули, Ф. Гатлен, Дж. Зук, Н. Йодер, О. Кохен, Б. Ловенфельд, Т.П. Паташене, Д. Уоррен, К. Уильямс, В.А. Феоктистова, Р. Фриман и др.)

Основной проблемой, имеющей важнейшее значение для воспитания незрячего ребенка, является отношение родителей к его дефекту (В. Карвялис, Г. Лайри, К. Лауренс, Г. Пайне, Л.И. Солнцева, В. Соммерс, Б. Тев, С. Телсон, В.А. Феоктистова, Харрисон-Ковелло, Д. Эндресс и др.).

Данные исследований некоторых авторов показывают, что 75,2 % родителей серьезно озабочены нарушением зрения у ребенка, другие (18,8%), выражая тревогу, ничего не предпринимают для того, чтобы сохранить остаток зрения ребенка и тем самым препятствовать ослаблению зрения, остальные (6,2 %) вовсе не обращают внимания на недостатки зрения ребенка. От отношения родителей к дефекту, безусловно, зависит стратегия и тактика воспитания незрячего ребенка. Так, переоценка нарушения зрения приведет к излишней опеке, что создает условия для искусственной изоляции от общества, к тому же охранительное воспитание в семье в свою очередь приведет к развитию эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации. В будущем такой человек из-за своих личностных особенностей с трудом адаптируется в коллективах как незрячих, так и зрячих людей. Недооценка нарушения зрения, как и его переоценка, также негативно влияет на развитие личности незрячего. В результате излишней опеки в перспективе сформируется личность, не уверенная в своих силах, недооценивающая собственные возможности. И наоборот, недооценка нарушения или отсутствия зрения, воспитание, опирающееся на неоправданный оптимизм ("все пути для тебя открыты"), игнорирование дефекта зрения психической травме, особенно тогда, когда слепой подросток или юноша при выборе профессии осознают ограниченность собственного выбора. Все эти примеры и возможные модели социального воспитания говорят о необходимости создания адекватной помощи родителям, имеющим ребенка с нарушенным зрением.

Лишь адекватная оценка нарушения зрения у ребенка со стороны родителей послужит основой и базисом для успешного воспитания его личности. При рациональном воспитании незрячего или с глубокими нарушениями зрения, ребенка возможно избежать вторичных нарушений развития в плане как физическом, так и психическом.

К сожалению, исследования и практика показывают, что в большинстве случаев у родителей, имеющих детей с проблемами зрения, присутствует переоценка или недооценка дефекта зрения, что еще раз подтверждает необходимость общепедагогического и тифлологического просвещения родителей.

Нерациональное воспитание незрячего ребенка в семье создает предпосылки для появления вторичных отклонений в его психическом развитии, которые могут серьезно нарушить весь ход как интеллектуального, так и личностного развития. Вторичные нарушения развития незрячего или слабовидящего ребенка требуют целенаправленной коррекционной работы тифлопедагога. Во избежание вторичных отклонений развития слепорожденного или с глубокими нарушениями зрения ребенка необходима коррекция на самых ранних этапах онтогенеза, но следует признать, что в основной массе дети такой ранней поддержки не получают из-за недостатка необходимых тифлологических знаний у родителей. Подобные факты подсказывают необходимость социальной организации просвещения в форме консультаций, семинаров или школ для родителей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Подготовительная работа к решению задач
На этой первой ступени обучения решению задач того или другого вида должна быть создана у учащихся готовность к выбору арифметических действий при решении соответствующих задач: они должны усвоить знание тех связей, на основе которых выбираются арифметические действия, знание объектов и жизненных с ...

Опыт музыкального воспитания в нашей стране и за рубежом
В настоящее время имеется определенный педагогический опыт использования музыки не только в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения слуха, в специальных дошкольных и школьных учреждениях, но и при их индивидуальном обучении по программам детской музыкальной школы. Педагогически ...

Третий этап эксперимента. Обследование устной речи глухих школьников после проведения серии экспериментальных занятий
На данном этапе мы выяснили результаты проведенных экспериментальных занятий, насколько они были полезными и к каким изменениям привели. В контрольном эксперименте использовались те же методики обследования речи испытуемых, что и в констатирующем эксперименте. Кроме того, весь речевой материал, исп ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru