Важное значение для реабилитации и интеграции незрячего имеют представление о самом себе, адекватные осознание дефекта зрения и самооценка.
интеграция общество зрение слух
А. Суславичюсом установлено, что переоценка и недооценка собственных возможностей у лиц с нарушенным зрением выражены значительно ярче, чем у зрячих. Самооценка у школьников младшего возраста формируется на основе того, как их оценивают взрослые, и особенно родители. В этом возрасте часты негативные последствия гиперопеки. Родители, щадя и иногда безмерно хваля мнимые успехи ребенка, пытаются частыми словесными поощрениями компенсировать его инвалидность, что в свою очередь формирует неадекватно высокий уровень аспираций, закрепляющийся к старшему школьному возрасту. В юношеский период отмечается отчетливое стремление к игнорированию имеющегося дефекта зрения. Недооценка особенностей формирования личности слепого ребенка в семье и школе является одной из главных причин неготовности к самостоятельной жизни. Подтверждением этого является приток выпускников школ слепых и слабовидящих в ШВТС (школы восстановления трудоспособности слепых).
Серьезным препятствием на пути интеграции незрячих являются трудности в коммуникации слепых со зрячими в смешанных коллективах. Это положение усложняется изолированностью школ для незрячих от общества тем, что личные контакты со зрячими сверстниками и взрослыми сведены до минимума. По данным наших исследований, полученных в ходе изучения учащихся Каунасской школы-интерната для слабовидящих, уже в школьном возрасте отчетливо выявляется тенденция снижения коммуникаций (от довольно высокого уровня у учащихся IV класса до низкого - в IX). Выявленная тенденция снижения коммуникативных ориентаций к старшему возрасту сочетается с индивидуальной пассивностью старших школьников, что свидетельствует о серьезных пробелах в воспитательной работе.
Недоразвитие коммуникативных связей, их недостаточная сформированность в условиях обучения и воспитания нарушают такие свойства личности в системе общественных отношений, как активность, коллективизм, внимательность, дружелюбие, предупредительность и др.
Таким образом, успешность интеграции слепых зависит от правильной коррекционно-воспитательной работы. Сложившаяся практика обучения и воспитания слепых и слабовидящих указывает на многие недостатки формирования таких личностных качеств, как активность, самостоятельность, а также ряда практических навыков и умений (самообслуживание, ориентировка в пространстве и т.п.)
Поэтому интеграция выпускников школ слепых и слабовидящих в зрячие коллективы является сложной, но актуальной проблемой как в научно-теоретическом, так и в практическом отношении, что, естественно, находит отражение в специальной психологии и педагогике, а также в деятельности союзов и обществ слепых.
В настоящее время проблематичными являются и вопросы интеграции поздноослепших людей. Потерявшему зрение человеку не всегда удается справиться со своим недугом, приспособиться к слепоте. Важность социального приспособления к слепоте отмечают ряд авторов (Д. Бурлингем, Э.С. Ястрембска, И. Лукофф, М. Уайтман, Р. Ресник, Р.А. Скотт, Р. Шинделе и др.).
Статьи по педагогике:
Виды контроля
На различных этапах обучения используются различные виды контроля: 1. Предварительный. 2. Текущий. 3. Периодический (тематический, рубежный). 3. Итоговый. Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на разных этапах обучения: текущий контроль проводят в проце ...
Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии. Жизненный план
Общие мировоззренческие поиски заземляются и конкретизируются в жизненных планах. Жизненный план – понятие широкое. Он охватывает всю сферу личного самоопределения – моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний. Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профе ...
Разработка системы занятий с
применением подвижных игр и рекомендации
I. Методика применения подвижных игр Для успешного и эффективного использования игр в системе учебного занятия, необходимо знать и учитывать обще-методические аспекты организации и проведение подвижных игр. Воспитательное, образовательное и оздоровительное влияние подвижных игр на занимающихся зави ...