Человечность – это способность участвовать в судьбе других людей.
Приветливость в сочетании с откровенностью представляет собой искренность, столь почитаемую всеми.
Дружественность, услужливость, утончённость манер, любезность уже сами по себе являются добродетелями.
Вежливость означает ту самую обходительность, когда мы бываем, хороши до мелочей, чтобы понравиться другим.
Мы должны любить других потому, что это хорошо, и потому ещё, что любя других, мы сами становимся добрее.
Необходимо желать счастья другому.
Мы должны стремиться к тому, чтобы наши намерения любить другого и желать ему счастья не оказались бы безрезультатными, а были бы практическими пожеланиями. Практическое пожелание – это желание, направленное не столько на предмет, сколько на действие.
Сердце лишь тогда будет добрым, когда человек другому не просто желает счастья, но и что-то делает для этого.
Дружба заключается во взаимном благоволении и симпатии враждебность – во взаимном неблаговолении и антипатии.
Враждебность состоит из недоброжелательности и неблагосклонности, когда человек находит удовольствие в том, что доставляет неприятность другому, а ведь мы не должны питать враждебных чувств ни к кому.
Самыми ужасными тремя пороками, которые воплощают подлейшие и злейшие наши пороки, являются: неблагодарность, зависть и злорадство.
Даже эти немногие извлечения из кантовских лекций говорят о глубоком гуманистическом содержании его учения о морали. Здесь Кант снова возвращается к реальному бытию морали, реальным нравственным отношениям, выражая самое искреннее желание видеть нормы и принципы морального сознания воплощёнными в конкретные дела и поступки, в действительную нравственную практику. Он раскрывает нам содержание нравственных норм общения, следование которым создаёт благоприятную атмосферу взаимопонимания и взаимоуважения. Надо помнить, считает Кант, и о тех нравственных пороках, которые способствуют возникновению нездоровых нравственных отношений. Кант говорит об атмосфере враждебности, вызываемой недоброжелательностью, неблагодарностью, завистью, ненавистью, злорадством.
Этика Канта актуальна потому, что содержит в себе те непреходящие общечеловеческие нравственные ценности, которые и сегодня должны стать главными регуляторами межличностных отношений.
Нравственными должны быть не только поступки людей, но и их общение, которое также должно соответствовать нормам морали.
Учащимся необходимо знать, что первое впечатление о характере складывается по манере общения с окружающими. Для этого нужно научить школьников организовывать своё общение, соблюдая следующие правила:
1. Важно научиться слушать другого человека, не перебивая его во время разговора.
2. Важно понимать другого человека. Индусские философы придумали такое правило спора: каждый собеседник должен сначала изложить мысль своего противника в споре и, только получив от него подтверждение, что его мысль понята, может её опровергать. Этим правилом очень полезно пользоваться хотя бы в тех случаях, когда спорящие вкладывают разный смысл в одни и те же слова.
3. Нужно научиться искренне ценить людей. Культурный и развитый человек всегда найдёт в другом человеке хорошие качества. Важно быть щедрым на похвалу, высоко оценивать истинные достоинства людей.
Статьи по педагогике:
Типы отклонений в социальном поведении
Отклонения от нормы условно разделятся на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные. Физические отклонения от нормы прежде всего связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. Психические отклонения от нормы прежде всего связаны с умственным разв ...
Приёмы развивающего чтения как средство развития самооценки личности
младших школьников на уроках чтения
По мнению ряда исследователей, таких как Л.Н. Засорина, В.С. Кукушина и др., развивающее чтение является одним из эффективных факторов, влияющих на процесс самооценивания личности младших школьников. Однако, как считает В.С. Кукушин, термин «развивающее чтение» ещё не получил признание в педагогике ...
Нерациональное природопользование
Нерациональное природопользование сказывается в снижении качества, растрате и исчерпании природных ресурсов, загрязнении окружающей среды, подрыве восстановительных сил природы, снижении её оздоровительных и эстетических достоинств. Таким образом, при нерациональном природопользовании происходит эк ...