Понятие и содержание культуры поведения

Страница 2

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, способствует обретению эмоционального благополучия, комфортного самочувствия и успешной жизнедеятельности.

Дети нуждаются в раскрытии глубокого внутреннего смысла культуры поведения, в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые условности. Стиль поведения ребёнка в значительной мере складывается под влиянием общественного мнения, поэтому важно, чтобы в сферу общественных оценок вошла культура поведения. Большое значение имеют культурные национальные особенности, сложившиеся в результате нравственного развития многих поколений и являющиеся непременным атрибутом общечеловеческой культуры.

Культура поведения как сложное синтетическое образование включает в себя: нравственную культуру личности, этическую культуру, культуру общения, культуру гигиенических навыков и т.д. Вопрос нравственного воспитания подрастающего поколения всегда стоял очень остро и волновал наших предшественников. Ими написано немало книг о воспитании культуры поведения у школьников (Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Л.Ф. Островская, С.В. Петерина и т.д.). Приведём в пример систему нравственного воспитания И. Гербарта (1776-1841), которая включала следующие положения :

Удерживать воспитанника в определённых границах (этому служит управление детьми, обучение их послушанию), надо установить границы поведения для детей.

Определять воспитанника, то есть поставить ребёнка в такие условия, при которых он не только из указаний воспитателя, но из собственного опыта поймёт, что «непослушание ведёт к тяжёлым переживаниям».

Установить чёткие правила поведения.

Поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность», т.е. не давать основания для того, «чтобы воспитанник усомнился в истине».

«Волновать» душу ребёнка одобрением и порицанием.

«Увещевать» воспитанника, указывать на его промахи, исправлять их.

Эти положения, актуальные для системы воспитания 18 века, вполне применимы и к современному процессу воспитания, более того, они являются теми непреходящими истинами, которые будут играть определяющую роль и в воспитании наших потомков.

Вопросами нравственности занимался И. Кант (1724-1804). В нравственности он видел одно из важнейших измерений человеческого мира. Её исследованию он посвятил «Критику практического разума», «Основы метафизики», «Нравов», «Метафизику нравов». Актуальны, значимы и современны лекции Канта по этике (1780-1782). В них Кант рассуждает об этике межличностных отношений, о нравственных обязанностях людей. Приведём положения этики Канта, которые могут стать твёрдой и прочной основой на пути к формированию культуры поведения у школьников, к воспитанию гуманной, здравомыслящей личности.

Положения этики И.Канта:

Если мы хотим, чтобы нас уважали, то и сами должны питать уважение к другим людям и к человечеству вообще.

Мы должны поступать так, как требуем от других, чтобы они поступали по отношению к нам.

Каждый должен следить за тем, чтобы его действия не только не подавали отрицательный пример, не только не заключали в себе зла, а служили бы положительным примером и содержали в себе добро <…> Действия наши, должны быть не просто хороши, а должны служить примером для других.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Социально-педагогическая профилактика наркомании в старшем подростковом возрасте
Профилактика – совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка. Профилактика (от греч. prophylaktikos – предохранительный) – система государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, н ...

Психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста
Старший подростковый возраст исследуется и характеризуется в специальной литературе, во-первых, как граница детства, во-вторых, как граница взросления с радикальными переменами социальных ролей. Период старшего подросткового возраста можно определить как период взросления. Как отмечает М. Кле, разв ...

Коммуникативная компетенция: сущность, содержание, компоненты
Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информаци ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru