Особенности культурного поведения подростков с нарушением интеллекта

Страница 2

У подростков с нарушениями интеллекта имеются существенные отклонения в личностных проявлениях. У них отмечается слабость развития волевых процессов. Внешне это выражается в хаотическом поведении, преобладании действий непроизвольного характера. Нередко наблюдается стойкое проявление негативизма. Они легко подчиняются чужому влиянию (как правило, отрицательному), не проявляют настойчивости инициативы в достижении цели, поведение носит импульсивный характер. Отсюда неспособность сдерживать свои чувства и эмоции. Эти дети часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны. Вместе с тем некоторые дети могут проявить настойчивость и целеустремлённость, прибегая к элементарным хитростям, стремясь добиться нужного результата. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья. Самооценка и уровень притязаний олигофренов чаще всего неадекватны. Дети склонны переоценивать свои возможности. Дефекты познания и поведения невольно привлекают внимание окружающих. Развитие детей - олигофренов осуществляется замедленно, с резкими отклонениями от нормы. Для них важное значение имеет правильная организация труда и быта. Способны жить самостоятельно, но чаще нуждаются в поддержке и руководстве. Дети - олигофрены получают профессиональную подготовку, не требующую интеллектуальной деятельности. В школах - интернатах таких детей готовят к самостоятельной жизни, труду, общению с окружающими людьми в обществе, самоконтролю.

Неумение контролировать свои эмоции, управлять гневом и правильно общаться с людьми приводит к ярким вспышкам агрессии к окружающим ребёнка людям (педагогам, воспитателям, сверстникам) в школе – интернате и за его пределами. Агрессия к родителям, воспитателям, сверстникам умственно отсталых детей, как правило, необычно жестока. Нападения или драки совершаются без достаточного понимания опасных последствий наносимых повреждений. Наряду с физической агрессией отмечается и вербальная агрессия. Часто их агрессивное поведение – прямое повторение того, что дети сами испытывают от других людей. Упрочению этого поведения способствует негативный пример родителей, старших ребят в интернате или школе. Есть дети, которые имеют психическое заболевание на фоне умственной отсталости. Такие дети становятся в своей агрессии очень опасны. Они могут причинить вред здоровью окружающих в данный момент, используя любой предмет под руками, царапаться, кусаться, кричать. В этот момент от учителя или взрослого, оказавшегося рядом, требуется огромное терпение и опыт. Важно знать и уметь, как вывести ребёнка из создавшейся ситуации так, чтобы он успокоился и перестал причинять вред жизни и здоровью других людей. В этом заметную помощь ему могут оказать службы, созданные в школе и позволяющие определить характер агрессии ребёнка, причины её вызывающие и наметить те коррекционные мероприятия, которые помогут ребёнку контролировать свою агрессию и позволят управлять ею сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно. Это, прежде всего: психологическая и медицинская службы.

Агрессивное поведение подростков представляет собой более или менее удачные попытки противостоять трудностям и проблемам, особенно касающимся угрозы безопасности собственному «Я». Подросток ведёт себя агрессивно, стремясь восстановить душевное равновесие в доступных границах, в определённой среде и в конкретный жизненный момент. Тем самым он пытается найти компромисс между своими стремлениями и объективными возможностями их реализации, что часто приводит к непонятным для окружающих формам асоциального поведения.

Злоупотребление приказами и запретами, психологическое давление на учеников, нежелание выслушать их мнение и навязывание своего не проходит бесследно. От учителей требуются участие, душевный такт, установка на одобрение, эмпатию, искренность, способность прийти к соглашению с подростком.

Таким образом, рассмотрев особенности поведения подростков с нарушением интеллекта, мы пришли к выводу, что наиболее ярким проявлением их поведения становится агрессия, при этом навыки культурного поведения практически не сформированы.

Заканчивая первую главу, можно сделать вывод о том, что каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы поведения, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах. Подростковый возраст является одним из сложных возрастных периодов в жизни человека. Подросток вступает в мир взрослых со своими характерными особенностями, которые являются причинами его поведения. У подростков с нарушением интеллекта благодаря их особенностям практически не сформированы навыки культурного поведения.

Страницы: 1 2 

Статьи по педагогике:

Из опыта Японских глухих музыкантов
В Японии существует практика обучения глухих игре на барабанах, и не просто игре, а игре в группе. Одна из таких групп называется "Эдзо Дайко". Уже известно, что "Эдзо Дайко" работает с инвалидами целых 24 года. Оказывается, в Японии уже давно разработали специальную сурдотехнол ...

Игровые и развивающие методы обучения в современной школе
Дидактические игры как метод обучения в школе В 60-е гг. XX в. широкое распространение в школе получили дидактические игры. До конца еще не определено, куда их следует относить: к методам обучения или рассматривать отдельно. Ученые, выносящие их за рамки методов обучения, приводят в качестве доказа ...

Принципы педагогических концепций в источниках устного народного творчества
Устное народное творчество как средство нравственного и эстетического воздействия на личность. В государственной образовательной политике республики Узбекистан приобщение обучающихся к национально-культурному наследию народа ставится в ряд первостепенных задач образования. В Национальной программе ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru