Для учащихся 5-6-го класса характерны значительные физиологические и психологические изменения в сравнении с младшими школьниками, что накладывает отпечаток на организацию всего учебного процесса, в том числе и на деятельность математического кружка.
Период с 11-ти до 15-ти лет отмечается интенсивным ростом ребенка, причем индивидуальные различия в изменении роста и массы тела весьма значительны. Рост происходит за счет активного увеличения длины конечностей, при этом рост грудной клетки отстает от увеличения длины тела. Подростки становятся угловатыми и непропорциональными, что часто ведет к появлению у них ощущения дискомфорта и неудовлетворенности собой. Но такое неравномерное развитие не только видимое, оно наблюдается и в развитии сердечно-сосудистой системы, начинают интенсивно функционировать железы внутренней секреции. Все это часто приводит к временным нарушениям деятельности нервной системы: повышенной возбудимости, вспыльчивости, неустойчивости настроения.
По сравнению с ситуативными отношениями между младшими школьниками, между подростками складываются товарищеские и дружеские отношения. Интимно-личное общение со сверстниками становится в этом возрасте главнейшей потребностью и важнейшим фактором развития их самосознания, морально-мировоззренческой и эмоциональной направленности. Большое место в общении подростков занимает обсуждение любых вопросов. Такие активные разговоры совсем не обязательно связаны с учебным процессом и поэтому не всегда оказывают ему содействие, а иногда просто мешают ему.
Для учащихся этого возраста характерно развитие волевых качеств - настойчивости, упорства в достижении цели. А у мальчиков проявляется сознательное стремление к развитию своих волевых качеств. Проявляется готовность к выполнению каких-либо функций, в то же время ребенок хочет обязательно видеть результат своего труда. «На основе готовности к труду формируется осознанное стремление подростка применить свои возможности, проявить себя». Для подростка большое значение приобретает важность его деятельности для окружающих его людей.
То есть, с одной стороны вышеперечисленные возрастные особенности указывают на появление необходимости вовлечения подростков в какую-либо активную деятельность, с другой стороны подростки сами готовы и нуждаются в личном участии в дополнительной работе, например, в кружковой (не только математического направления, а в зависимости от способностей и склонностей).
Помимо собственной оценки для подростка существенно, чтобы ни один даже самый незначительный успех в его деятельности, в том числе и в деятельности математического кружка, не оставался незамеченным преподавателем. Для учащегося имеет значение не только оценка конечного результата. Появляются такие критерии оценки собственной деятельности, как добросовестность, старательность, усидчивость, а позднее степень трудности и проблемности решаемой задачи, самостоятельность и творчество, проявленные в процессе ее решения, выход за пределы заданных стандартов, - в отличие от младших школьников, для которых основным критерием оценки труда служит израсходованное время. Поэтому в период обучения в 5-6 классах особого внимания учителя заслуживает формирование системы поощрения учащихся. «В доброжелательности учителя, умении удивляться самым, казалось бы, незначительным сдвигам в работе своих воспитанников проявляется педагогическое мастерство, степень влияния учителя на формирование и развитие интереса к предмету у учащихся».
Для учащихся этого возраста характерен « … недостаточно развитый, не сформировавшийся и еще неустойчивый интерес к предмету …». В то же время в этом возрасте ребенок постепенно отходит от прямого копирования взрослых. Появляется критичность сознания, «… у подростков наблюдается стремление более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях». Постоянное обращение к своим мыслям и чувствам приводит к тому, что у подростка « … начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость».
Статьи по педагогике:
Место темы в школьном курсе информатики и ее
содержание
Информатика - фундаментальная научная дисциплина. Объектом изучения информатики является система принципов и способов организации информационных процессов и технологий на базе компьютерных информационных систем, т.е. информатика изучает то общее, что свойственно всем многочисленным разновидностям к ...
Классификация праздников для детей младшего школьного
возраста
Физкультурные праздники в начальных классах обычно посвящаются каким-либо знаменательным датам. В программу таких праздников, как правило, включают парад участников и торжественное открытие праздника с подъемом флага, массовые гимнастические выступления, простейшие спортивные соревнования, игры, ат ...
Построение гуманитаризованного курса математики
Рассматривая конкретные пути построения программы курса математики для гуманитарных классов, нужно принять во внимание мнение самих гуманитариев. Правильным, но трудоемким делом было бы проведение подробной анкеты среди них. Многое можно почерпнуть и из литературы. Например, из воспоминаний А.И. Цв ...