Для учащихся 5-6-го класса характерны значительные физиологические и психологические изменения в сравнении с младшими школьниками, что накладывает отпечаток на организацию всего учебного процесса, в том числе и на деятельность математического кружка.
Период с 11-ти до 15-ти лет отмечается интенсивным ростом ребенка, причем индивидуальные различия в изменении роста и массы тела весьма значительны. Рост происходит за счет активного увеличения длины конечностей, при этом рост грудной клетки отстает от увеличения длины тела. Подростки становятся угловатыми и непропорциональными, что часто ведет к появлению у них ощущения дискомфорта и неудовлетворенности собой. Но такое неравномерное развитие не только видимое, оно наблюдается и в развитии сердечно-сосудистой системы, начинают интенсивно функционировать железы внутренней секреции. Все это часто приводит к временным нарушениям деятельности нервной системы: повышенной возбудимости, вспыльчивости, неустойчивости настроения.
По сравнению с ситуативными отношениями между младшими школьниками, между подростками складываются товарищеские и дружеские отношения. Интимно-личное общение со сверстниками становится в этом возрасте главнейшей потребностью и важнейшим фактором развития их самосознания, морально-мировоззренческой и эмоциональной направленности. Большое место в общении подростков занимает обсуждение любых вопросов. Такие активные разговоры совсем не обязательно связаны с учебным процессом и поэтому не всегда оказывают ему содействие, а иногда просто мешают ему.
Для учащихся этого возраста характерно развитие волевых качеств - настойчивости, упорства в достижении цели. А у мальчиков проявляется сознательное стремление к развитию своих волевых качеств. Проявляется готовность к выполнению каких-либо функций, в то же время ребенок хочет обязательно видеть результат своего труда. «На основе готовности к труду формируется осознанное стремление подростка применить свои возможности, проявить себя». Для подростка большое значение приобретает важность его деятельности для окружающих его людей.
То есть, с одной стороны вышеперечисленные возрастные особенности указывают на появление необходимости вовлечения подростков в какую-либо активную деятельность, с другой стороны подростки сами готовы и нуждаются в личном участии в дополнительной работе, например, в кружковой (не только математического направления, а в зависимости от способностей и склонностей).
Помимо собственной оценки для подростка существенно, чтобы ни один даже самый незначительный успех в его деятельности, в том числе и в деятельности математического кружка, не оставался незамеченным преподавателем. Для учащегося имеет значение не только оценка конечного результата. Появляются такие критерии оценки собственной деятельности, как добросовестность, старательность, усидчивость, а позднее степень трудности и проблемности решаемой задачи, самостоятельность и творчество, проявленные в процессе ее решения, выход за пределы заданных стандартов, - в отличие от младших школьников, для которых основным критерием оценки труда служит израсходованное время. Поэтому в период обучения в 5-6 классах особого внимания учителя заслуживает формирование системы поощрения учащихся. «В доброжелательности учителя, умении удивляться самым, казалось бы, незначительным сдвигам в работе своих воспитанников проявляется педагогическое мастерство, степень влияния учителя на формирование и развитие интереса к предмету у учащихся».
Для учащихся этого возраста характерен « … недостаточно развитый, не сформировавшийся и еще неустойчивый интерес к предмету …». В то же время в этом возрасте ребенок постепенно отходит от прямого копирования взрослых. Появляется критичность сознания, «… у подростков наблюдается стремление более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях». Постоянное обращение к своим мыслям и чувствам приводит к тому, что у подростка « … начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость».
Статьи по педагогике:
Характеристика комплекса дидактических игр по
развитию речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Мы изучили много различных дидактических игр различной вариативности предлагаемых Бондаренко А.К., а также Швайко Г.С. опираясь на разработки этих авторов, мы создали комплексы дидактических игр из игр разных разделов развития речевой деятельности: - расширение ориентировки в окружающем и формирова ...
Понятие и задачи сюжетно-ролевой игры
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает ...
Содержание досуговой деятельности детей
По содержанию досуг С.А. Шмаков подразделяет на ряд групп: – первая группа связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, игры, забавы, развлечения и другие). – вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмот ...