Психолого-педагогические особенности кружковой работы учащихся 5-6 классов

Образование и воспитание » Кружковая работа по математике в 5-6 классах » Психолого-педагогические особенности кружковой работы учащихся 5-6 классов

Страница 2

Таким образом, обучение в 5-6-х классах – это весьма подходящий период для того, чтобы начинать формировать и развивать интерес к математике. Заметим, что в этот период у подростка формируются психические новообразования. Например, произвольность всех психических процессов, смысловая логическая память, понятийное мышление. Теперь уже, в отличие от младшего школьника, подросток может самостоятельно организовать свое внимание, память, мышление, воображение. Его мышление приобретает способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям. Подросток становится способным к умственным экспериментам, к мысленному решению задач на основе каких-то предположений. Предметом мышления становится не только решение заданных задач, но и сам процесс мышления. Появление критичности в восприятии окружающего мира способствует появлению потребности в доказательствах. Это позволяет начинать систематическое изложение математического материала, повысить научный уровень изложения. Со способными к математике учащимися можно изучать и некоторые теоретические положения.

Особая роль принадлежит математическим способностям. Начало исследованиям в области психологии способностей было положено в конце 19-го века, наметились основные направления исследований в области психологии способностей, рассмотрим три из них:

врожденность (наследственный фактор) или приобретенность способностей;

структурность способностей, связь компонентов способностей с другими свойствами психики;

возможное развитие способностей, взаимодействие внешних и внутренних факторов в процессе развития, отношение обучения (в частности, в школе) и развития способностей.

Естественно начинать разговор о математических способностях с определения. Несмотря на то, что исследования в области психологии проводятся уже более ста лет, и неоднократно были сделаны попытки дать определение математическим способностям, установившегося, устоявшегося определения этому понятию, которое удовлетворяло бы всех, до сих пор нет. Одно из наиболее содержательных определений встречается в исследованиях И.Верделина.

Математические способности характеризуют способность понимать сущность математических (и подобных им) систем, символов, методов и доказательств, заучивать, удерживать их в памяти и репродуцировать, комбинировать их с другими системами, символами, методами и доказательствами, использовать их при решении математических (и подобных им) задач.

В.А. Крутецкий отмечал, что « … способности формируются в деятельности. Значит, для детей нужно специально организовывать соответствующую деятельность, развивая интерес и склонность к ней». Содержание, формы и методы кружковой работы учащихся должны учитывать некоторые общие идеи для реализации оптимального подхода в обучении. Целесообразно использовать специальные упражнения на занятиях математического кружка, способствующие более глубокому усвоению программного материала и развитию учащихся.

Реализуя кружковую работу, необходимо использовать основные психологически ориентированные модели школьного обучения, то есть такие модели обучения, в которых содержание и формы образования соответствуют возрастным и индивидуально-психологическим особенностям ребенка, его правам и интересам.

Остановимся на основных методических психологически-ориентированных моделях:

«Свободная мысль», в которой максимально учитывается личная инициатива ребенка. Ребенок самостоятельно определяет интенсивность и продолжительность своих учебных занятий, планирует свободное время, выбирает средства обучения. Какая-либо жесткая система педагогического воздействия отсутствует, учитель лишь оказывает определенную помощь. Ключевой психологический элемент – «свобода индивидуального выбора».

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Формы контроля
В соответствии с формами обучения на практике выделяют 5 форм контроля: 1. Индивидуальная 2. Групповая 3. Фронтальная 4. Взаимный контроль 5. Самоконтроль 1. Индивидуальный контроль. При индивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. ...

Логопедия на современном этапе развития
Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Термин «логопедия» п ...

Коррекционное значение музыкальной деятельности в развитии эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития
Развитие эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития рассматривается как приоритетная коррекционная задача. По мнению Т.Н. Павлий многие трудности адаптации к школьному обучению у этих детей обусловлены незрелостью их переживаний и своеобразием эмоциональной регуляции поведения. Мно ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru