Психолого-педагогические особенности кружковой работы учащихся 5-6 классов

Образование и воспитание » Кружковая работа по математике в 5-6 классах » Психолого-педагогические особенности кружковой работы учащихся 5-6 классов

Страница 2

Таким образом, обучение в 5-6-х классах – это весьма подходящий период для того, чтобы начинать формировать и развивать интерес к математике. Заметим, что в этот период у подростка формируются психические новообразования. Например, произвольность всех психических процессов, смысловая логическая память, понятийное мышление. Теперь уже, в отличие от младшего школьника, подросток может самостоятельно организовать свое внимание, память, мышление, воображение. Его мышление приобретает способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям. Подросток становится способным к умственным экспериментам, к мысленному решению задач на основе каких-то предположений. Предметом мышления становится не только решение заданных задач, но и сам процесс мышления. Появление критичности в восприятии окружающего мира способствует появлению потребности в доказательствах. Это позволяет начинать систематическое изложение математического материала, повысить научный уровень изложения. Со способными к математике учащимися можно изучать и некоторые теоретические положения.

Особая роль принадлежит математическим способностям. Начало исследованиям в области психологии способностей было положено в конце 19-го века, наметились основные направления исследований в области психологии способностей, рассмотрим три из них:

врожденность (наследственный фактор) или приобретенность способностей;

структурность способностей, связь компонентов способностей с другими свойствами психики;

возможное развитие способностей, взаимодействие внешних и внутренних факторов в процессе развития, отношение обучения (в частности, в школе) и развития способностей.

Естественно начинать разговор о математических способностях с определения. Несмотря на то, что исследования в области психологии проводятся уже более ста лет, и неоднократно были сделаны попытки дать определение математическим способностям, установившегося, устоявшегося определения этому понятию, которое удовлетворяло бы всех, до сих пор нет. Одно из наиболее содержательных определений встречается в исследованиях И.Верделина.

Математические способности характеризуют способность понимать сущность математических (и подобных им) систем, символов, методов и доказательств, заучивать, удерживать их в памяти и репродуцировать, комбинировать их с другими системами, символами, методами и доказательствами, использовать их при решении математических (и подобных им) задач.

В.А. Крутецкий отмечал, что « … способности формируются в деятельности. Значит, для детей нужно специально организовывать соответствующую деятельность, развивая интерес и склонность к ней». Содержание, формы и методы кружковой работы учащихся должны учитывать некоторые общие идеи для реализации оптимального подхода в обучении. Целесообразно использовать специальные упражнения на занятиях математического кружка, способствующие более глубокому усвоению программного материала и развитию учащихся.

Реализуя кружковую работу, необходимо использовать основные психологически ориентированные модели школьного обучения, то есть такие модели обучения, в которых содержание и формы образования соответствуют возрастным и индивидуально-психологическим особенностям ребенка, его правам и интересам.

Остановимся на основных методических психологически-ориентированных моделях:

«Свободная мысль», в которой максимально учитывается личная инициатива ребенка. Ребенок самостоятельно определяет интенсивность и продолжительность своих учебных занятий, планирует свободное время, выбирает средства обучения. Какая-либо жесткая система педагогического воздействия отсутствует, учитель лишь оказывает определенную помощь. Ключевой психологический элемент – «свобода индивидуального выбора».

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Образовательная система в Финляндии: история и современность
Схематично финскую систему образования можно представить следующим образом: Первая отличительная черта финской образовательной модели – развитая система дошкольных учреждений: подавляющее большинство финских школьников проходит предварительно через детские сады и ясли. Проблемы дошкольного образова ...

Профессиональная культура руководителя этнокультурного центра в переносе на его педагогическую деятельность
Личностные и профессиональные качества руководителя этнокультурного центра дополняются педагогическими знаниями и навыками, которые в определенных обстоятельствах становятся его основными обязанностями. Собственно все перечисленные знания и компетентности являются базовыми для его педагогической де ...

В чем заключается специфика педагогического общения
Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности, но есть ее виды, где общение из фактора, сопровождающего деятельность, сопутствующего ей, превращается в категорию кардинальную, профессионально значимую. Иначе говоря, общение является уже не просто формой обыденного человеческого взаим ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru