«Личностная модель» ставит своей основной психологической целью общее развитие учащегося, развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей. На занятии формируется атмосфера доверительного общения, обучение осуществляется на высоком уровне, при этом создаются условия для проявления индивидуальности слабых и средних учеников. Ключевой психологический элемент – «целостный личностный рост».
«Развивающая модель» обучения базируется на том, что основное содержание учебной деятельности составляют теоретические знания. Учащийся получает средства учебной деятельности, (например, в виде знаковых моделей)
посредством которых формируются новые психологические качества: теоретическое мышление, рефлексия, самостоятельность в решении разнообразных задач и другие. Ключевой психологический элемент – «способы деятельности».
«Активизирующая модель» направлена на повышение уровня познавательной активности учащихся за счет включения в учебный процесс проблемных ситуаций, опоры на познавательные потребности и интеллектуальные чувства. Ключевой психологический элемент – «познавательный процесс».
«Формирующая модель» призвана осуществлять целенаправленное управление процессом усвоения знаний и умений. Можно гарантировать сформированность знаний и умений с наперед заданными качествами при прохождении всех необходимых этапов. Ключевой психологический элемент – «умственное действие».
«Обогащенная модель» ставит своей целью в процессе обучения создать условия для построения каждым ребенком собственного ментального мира. Одним из таких условий выступает продуктивное интеллектуальное отношение к действительности. В качестве показателей интеллектуальной зрелости можно рассматривать характеристики индивидуального умозрения. Например:
широта умственного кругозора (в противовес ограниченному мировосприятию);
гибкость и многовариантность оценок происходящего (в противовес двухбалльной оценке);
готовность к принятию необычной информации (в противовес догматизму);
осмысление происходящего одновременно в терминах прошлого (причин) и будущего (последствий) (в противовес осмыслению в терминах «здесь и сейчас»);
ориентация на выявление существенных, объективно значимых аспектов происходящего (в противовес субъективированной, эгоцентрической познавательной позиции);
склонность мыслить в категориях вероятного в рамках ментальной модели «как если бы» (в противовес игнорированию возможности существования невозможных событий).
Каждый ребенок даже при самых неблагоприятных условиях обладает собственным ментальным опытом. Значит, имеется отправной интеллектуальный уровень, а также у каждого ребенка существует диапазон возможного наращивания его интеллектуальных сил, связанных с обогащением и усложнением ментального опыта. Главное – создать определенные условия для становления его интеллектуальных возможностей. Ключевой психологический элемент – «индивидуальный ментальный опыт».
Различие между этими моделями определяется балансом двух составляющих: мерой свободы субъективного выбора ребенка и объемом управляющих воздействий. Все эти модели ориентируются на ребенка как на субъект деятельности, поэтому основные педагогические усилия направляются на познавательное и личное развитие. Поэтому естественно, что в той или иной степени эти модели могут взаимопересекаться.
Поскольку кружковые занятия проводятся со сравнительно малочисленными группами учащихся (по сравнению с урочными занятиями) на них создаются благоприятные условия для эффективного использования перечисленных психологически-ориентированных моделей.
Статьи по педагогике:
Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании. Игровая
обучающая ситуация
Сюжетная игра - это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. В этих событиях действуют люди или персонажи произведений. Исследованиями педагогов и психологов выявлена структура сюжетно-ролевой игры, включающая такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, р ...
Игровые приемы контроля знаний по МХК как педагогический
механизм
Исходя из опыта педагогов-практиков, следует заметить, что прежде чем проводить текущий или итоговый контроль, каждый учитель должен ответить на вопрос: какие именно знания и умения учащихся целесообразно проверить на данном этапе. Ответ очевиден: следует проверять только те знания и умения учащихс ...
Виды контроля
На различных этапах обучения используются различные виды контроля: 1. Предварительный. 2. Текущий. 3. Периодический (тематический, рубежный). 3. Итоговый. Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на разных этапах обучения: текущий контроль проводят в проце ...