Аттрактивность, привлекательность природных объектов, сформировавшаяся вследствие действия механизмов перцептивно-эмоционального канала, а также социальных релизеров, может обусловливать возникновение к ним познавательного интереса.
В развитии отношения к тем или иным природным объектам большую роль играют экологические сведения (факты), которые по сути выполняют функции психологических релизеров когнитивного канала.
Однако, следует констатировать, что не всякая информация о природных объектах в равной степени способствует развитию субъектно-этического отношения к ним. Например, сведения об особенностях поведения и социальной организации обезьян оказывают на человека гораздо большее влияние в плане формирования отношения к этим живым существам, чем сведения о строении их органов пищеварения или специфике Устройства скелета. Наиболее значимы те факты, которые несут Значение «похож на меня», «как я», «полезен мне» и т.д.
При этом существенное влияние оказывают эмоции, вызываемые данным фактом. Так, сходство строения кровеносных систем человека и обезьяны воспринимается гораздо менее эмоционально, чем, скажем, поведенческий акт, приведенный Дж. Гудолл: дикие шимпанзе после долгой разлуки при встрече здороваются за руки и обнимаются, как люди. Думается, что дело здесь в том, что строение своей собственной кровеносной системы человек воспринимает достаточно абстрактно, как бы со стороны, видит ее в атласе как условную схему, а процесс «здорования» или «обнимания» — действие, с которым он сталкивается каждый день и которое в бытовом сознании считается собственно «человеческим».
Анализируя взаимоотношения человека с кошками и собаками, Н.Романова подчеркивает, что именно поведенческие проявления, особенно те, в которых наиболее ярко выражается индивидуальность, характер этих животных, вызывают у человека сильный эмоциональный отклик, способствуют установлению психологической близости с ними. Мы можем сказать, что именно потому собаки и кошки, возможно, смогли так приблизиться к человеку и приблизить его к себе, что черты их характера более, чем у других животных, сродни человеческим. Мы ведь не удивляемся, что у кошки голова, и два глаза, и сердце, как у человека. Что голова, и глаза, и сердце — не странно, а вот характер - странно. А вот тут, быть может, как раз в характере все и дело.
С другой стороны, информация, полученная путем личного наблюдения, субъективно «открытая», даже если она относится к «абстрактной» сфере, может оказывать более сильное влияние на развитие отношения, чем, казалось бы, более эмоционально значимые факты, но полученные от других людей или из книг. Здесь проявляется феномен вложенного труда, состоящий в том, что субъект в большей степени, чем другими компонентами (например, затраченным временем), дорожит вкладываемым в деятельность личностно значимым отношением к ней, реализующим его возможности, в особенности творческие.
Как уже говорилось, такая информация не является собственно психологическим релизером перцептивно-эмоционального канала, поскольку воспринимается как достаточно абстрактный, обобщенный «экологический факт»: в этом случае на развитие отношения оказывает влияние не сама информация, получаемая с помощью сенсорных систем, а ее интерпретация на уровне второй сигнальной системы. Экологические сведения могут быть условно классифицированы по степени их влияния на развитие отношения к природному объекту и по содержанию:
Статьи по педагогике:
Золотое сечение, которое нас окружает
Книга природы написана на языке математики. Галилео Галилей (1564 - 1646). Живой организм, вытянутый в длину, таит для его владельца много опасностей. Змея погибает чаще из-за своего длинного тела. Ящерица отбрасывает хвост, если ей грозит опасность или её схватили за него. Раковина закручивается п ...
Этапы разработки УМК
Разрабатывать УМК дисциплины рекомендуется в следующем порядке: · Определение тем согласно требованиям ГОС ВПО и количества часов на отдельные виды занятий согласно учебному плану. · Разработка образовательного стандарта дисциплины. · Разработка учебника, учебного пособия, курса или конспекта лекци ...
Роль, характеристика и функции семьи в социально-педагогическом пространстве
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый восп ...