Разработка рекомендаций по развитию эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности

Образование и воспитание » Особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности » Разработка рекомендаций по развитию эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности

Страница 2

3. Третий этап – «Коррекция эмоциональной сферы». Цель: помочь детям управлять своими эмоциями в повседневной жизни; воспитывать навыки адекватного группового поведения, безусловного приятия (ситуационного) роли лидера или ведомого, т.е. происходит социализация ребенка через игру. Здесь могут быть использованы задания-тесты (этюды) с несколькими вариантами разрешения проблемной ситуации с текстовой поддержкой и выбором для себя наиболее подходящей роли. Использование музыкальных игр способствует снятию психоэмоционального напряжения в группе.

Подробное изложение методических приемов на каждом этапе работы см. в «Приложении».

Коррекционную работу целесообразно проводить также в форме музыкотерапии, задачами которой являются:

– регуляция (повышение или понижение) эмоционального тонуса ребенка;

– снятие психоэмоционального возбуждения;

– приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

– формирование оптимистического жизнеутверждающего мироощущения;

– развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками;

– развитие умения передавать свое настроение через музыку, движение, цвет;

– выход из психотравмирующей ребенка ситуации посредством восприятия музыки;

– моделирование положительного состояния (катарсиса).

Коррекционное воздействие посредством музыкотерапии предлагаем проводить, используя следующие формы работы:

1. Традиционная форма работы, основанная на пассивном восприятии музыки:

– как катализатор эмоциональных процессов,

– как музыкальный фон во время рисования,

– как средство релаксации, усиливающее вовлеченность слушателя в процесс работы.

2. Активная работа с образами музыки, которая включает в себя следующее:

– упражнения на самоосознание через музыку (описание эмоционального и образного содержания музыки, сравнение ее со своим состоянием);

– свободный танец под музыку, он решает задачи самовыражения, двигательного раскрепощения;

– зарисовка музыкальных образов, в том числе и групповая, в процессе которой отрабатываются модели оптимального взаимодействия со сверстниками;

– музыкальные зарисовки – индивидуальная импровизация на какую- то тему («Мое состояние», «Мой авторитет»). Это способствует раскрепощению ребенка, обогащает его невербальное самовыражение;

– диалоги на инструментах, в процессе которых дети общаются друг с другом с помощью музыкальных инструментов, что способствует их взаимопониманию, улучшает модели поведения;

– «живая музыка» (одну и ту же мелодию выполняют в разных манерах, например: колыбельную – решительно, испуганно, радостно и т.д.).

Примерный план занятий по музыкотерапии и музыкальный репертуар см. в «Приложении».

Итак, соблюдение необходимых условий при коррекции эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития и использование музыкальной деятельности при организации коррекционно-воспитательного процесса будет способствовать успешному развитию эмоциональной сферы, а следовательно, реализации возрастного потенциала в формировании эмоциональной коррекции поведения детей данной категории.

Таким образом, экспериментальное исследование показало, что дошкольникам с задержкой психического развития свойственна незрелость эмоциональной сферы. У детей данной группы выявился невысокий уровень вербальных и невербальных (мимических и пантомимических) средств эмоциональной выразительности, что проявляется в трудностях передачи собственного эмоционального состояния с помощью жестов и мимики. Также вызывает затруднения интонационная выразительность. Кроме этого дети с трудом дифференцируют чужие эмоциональные состояния. С помощью музыкальных произведений ребятам было проще определить основные эмоции – радость, грусть, гнев. Однако оттенки эмоциональных состояний (удивление, безразличие, отвращение) вызывали большие трудности. Характер выполнения заданий говорит о скованности и низкой самостоятельности дошкольников с ЗПР. Надо отметить, что проведение диагностики эмоционального развития в музыкальной деятельности детей и использование музыкального сопровождения заинтересовывало ребят и существенно повысило уровень эмоциональной выразительности.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Неуспеваемость глазами педагога
В итоге оценивания учащихся возникает проблема неуспеваемости или неудач в учебе отдельных учеников. Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имее ...

Формы, особенности методов обучения по дисциплине «Природопользование»
Форма обучения по дисциплине «Природопользование» может быть как очной (дневной), так и заочной. При изучении учебной дисциплины «Природопользование» обращается внимание студентов СУЗов на ее прикладной характер, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использ ...

Организационно-технологические модели ДО
Единичная медиа - использование какого-либо одного средства обучения и канала передачи информации. Например, обучение через переписку, учебные радио- или телепередачи. В этой модели доминирующим средством обучения является, как правило, печатный материал. Практически отсутствует двусторонняя коммун ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru