Особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности

Образование и воспитание » Особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности

Психическая жизнь человека представляет собой целостный многогранный процесс отражения окружающего мира во всем его многообразии. Неотъемлемым компонентом отражательной деятельности является эмоциональная сфера личности, которая понимается как совокупность внутренних психических состояний, проявляющихся в субъективных отношениях, переживаниях и в экспрессивно-коммуникативном поведении.

Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.). Эмоции как специфические субъективные переживания ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит. Эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни.

Эмоции помогают человеку в его становлении. Дети, у которых эмоции недостаточно развиты, испытывают проблемы с адаптацией в социуме. Поэтому возникает необходимость изучения специфики эмоциональной сферы у детей как с нормальным уровнем интеллекта, так и детей с отклонениями в развитии. Исследование особенностей эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития является особенно значимым, поскольку любой дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка.

Изучением данной проблемы занимались Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и другие. Исследования специалистов свидетельствуют о том, что в жизни ребенка с ЗПР роль эмоций очень велика. У таких детей влияние эмоционального начала на поведение и познавательные процессы оказывается наиболее выраженным, чем у нормально развивающихся сверстников.

Изучение эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР показало, что эмоциональное развитие детей данной категории задержано: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Для этой группы детей характерны такие черты как эмоциональная неустойчивость, колебание настроения, повышенная утомляемость, нарушение самоконтроля. Во всех видах деятельности наблюдается дефицит опыта общения, недостаточный уровень умственного и речевого развития, нарушение поведения, проблемы в формировании нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

Проблема специфики эмоционального развития детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте является исключительно актуальной, т. к. нереализованные возрастные возможности в эмоционально-личностном становлении ребенка не могут не отразиться на формировании его личности в целом.

Л.С. Выготский подчеркивал, что эмоциональная сторона личности ребенка имеет не меньше значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля.

Незрелость эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития говорит о специфической потребности детей данной категории в эмоциональном воспитании, которое включает в себя накопление эмоциональных образов для младших дошкольников, а в старшем дошкольном возрасте – развитие эмоционального контроля. Это является важнейшей предпосылкой компенсации имеющихся у детей с ЗПР отклонений и необходимым условием их успешной социальной адаптации.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что коррекционно-художественное воспитание в состоянии компенсировать и сформировать утраченные ребенком функции. По мнению Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, В.Н. Шацкой и других специалистов, мощным средством воздействия на психику и средством воспитания всесторонне развитой личности является музыка. Музыкальный язык – это язык эмоций. По сравнению с другими видами искусства, музыка оказывает наиболее сильное воздействие на эмоциональную сферу человека: изменяет его настроение, снижает тревогу и напряжение. Доказано, что музыка может повышать психический тонус, снижать раздражительность и агрессивность.

Музыкальная деятельность является одним из любимых видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Каждый из разнообразных и специфических видов музыкальной деятельности охватывает эмоциональную сферу и оказывает особое влияние на развитие личности ребенка в целом.

Исходя из актуальности данной проблемы, целью курсовой работы является изучение особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР в музыкальной деятельности.

Объектом исследования является эмоциональная сфера дошкольников с задержкой психического развития.

Предмет исследования – особенности развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности.

Соответственно цели исследования были определены следующие задачи:

– Проанализировать теоретические источники по проблеме изучения особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР в музыкальной деятельности;

– Экспериментально выявить особенности развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР;

– Определить коррекционное значение музыкальной деятельности в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР;

– Разработать рекомендаций по коррекции и развитию эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР в музыкальной деятельности.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

– анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме,

– психолого-педагогический эксперимент,

– количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.

Практическая значимость работы заключается в выявлении особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности и разработке рекомендаций по коррекции и развитию эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР в музыкальной деятельности.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во «Введении» отражена актуальность проблемы. Определена тема, цель, объект, предмет, поставлены задачи, указаны избранные методы. Кратко освещено содержание курсовой работы.

В 1-ой главе «Анализ теоретических источников по проблеме изучения особенностей развития эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности» дан анализ теоретической литературы, определены основные направления в работе.

Во 2-ой главе «Экспериментальное изучение особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности» описываются методы исследования, результаты экспериментального изучения, даются рекомендации, которые могут оказать практическую помощь воспитателям и музыкальным работникам, работающим с данной категорией детей.

Статьи по педагогике:

Уровни методологии педагогики
Структура методологического знания может быть представлена четырьмя уровнями (по Э.Г. Юдиной): философским, который представлен общими принципами познаний и категориальным строем науки в целом; общенаучным, который содержит теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисцип ...

Система повторения пройденного и справочные материалы учебников и учебных пособий
Регулярность повторения – необходимое условие организации учебного процесса. Действующие учебники обеспечивают реализацию этой задачи. В них включены специальные разделы, содержащие материалы для повторения, изученного на разных этапах процесса обучения: в начале учебного года, в начале изучения ка ...

Цель организации досуга детей
Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru