Проводя исследования учащихся, поступающих в образовательное учреждение начального профессионального образования для получения специальности, педагоги Качканарского технического лицея детально анализируют начальный уровень развития ученика с помощью входной диагностики. Одним из направлений является определение уровня обучаемости поступающих в лицей.
Были подобраны такие методы, которые не только исследовали уровень обучаемости, но и развивали его. В первую очередь использовались математические методы, так как именно математика вносит существенный вклад в развитие мышления и в формирование умственной деятельности учащихся.
Наряду с традиционными методами широко использовались обучающие игры, потому что во время игры у учащихся развиваются такие качества, как готовность к сотрудничеству, взаимопомощь, способность к решению проблем, коммуникативность, интерес к самостоятельной деятельности и др.
Для успешного проведения игры с математическим содержанием преподавателю необходимо продумать следующие вопросы методики:
определение места игры в системе других видов деятельности на уроке;
целесообразность использования их на разных этапах изучения материала;
разработка методики проведения игр с учетом цели урока, уровня подготовленности учащихся, их индивидуальных особенностей развития;
требования к содержанию игровой деятельности с учетом личностного подхода к обучению.
При исследованиях используются пять тренинговых игр. Методика их проведения изложена ниже.
1. Игра «Смотри не ошибись».
Игра позволяет развить обобщенность мыслительной деятельности, логичность мышления, способствует формированию умений объединить фрагменты в логическое целое, развивает способности к классификации понятий, абстрагированию.
Игра состоит из нескольких этапов. Вначале проецируются через кодоскоп и с помощью фронтальной работы с группой повторяются все формулы сокращенного умножения.
Затем группа делится на 6 команд (по 4 человека), каждому игроку команды присваивается номер. Для проведения игры необходимы предварительные записи на откидных досках или ватмане – задания командам.
Игру ведет учитель. К доске вызываются учащиеся поочередно из каждой команды. Выполнивший задание приносит команде 5 очков, не справившийся с заданием лишает команду 3 очков. Результаты соревнования записываются на доске. За нарушение дисциплины снимается 1 очко.
2. «Математический калейдоскоп».
Игра помогает увеличить объем внимания и его устойчивость, способствует развитию концентрации внимания; формирует логические приемы мышления; развивает умение анализировать, синтезировать и выделять существенное; способствует развитию логического запоминания, основанного на логических связях, отражающих наиболее важные и существенные стороны объектов, развивает зрительную память.
Учитель заблаговременно готовит на ватмане рисунки – «Цветок», «Солнышко», «Числовая мельница», «Числовой фейерверк», результаты вычислений, таблицу записи ответов, таблицу подсчета баллов. Группа делится на 6 команд по 4 человека в каждой. Игра проводится в 4 этапа. На каждом этапе команде выдается одно задание и после его выполнения проводится проверка.
Работа прекращается при выполнении задания одной из команд. За каждый верно решенный пример – 1 балл. Оценка выставляется в журнал всей команде по схеме: 13 баллов – «5»; 10–12 баллов – «4»; 8–9 баллов – «3».
3. Игра «Кто внимательнее».
Игра способствует развитию различных свойств памяти, мышления, развивает самостоятельность, трудолюбие, усидчивость, деловитость, функции самоконтроля, сообразительность и находчивость, внимание, логическое мышление.
Игра проводится по принципу игры «Смотри не ошибись». Все правила игры и подведение результатов сохраняются.
4. Игра «Лото».
Игра направлена на развитие концентрации, переключение и распределение внимания, активно тренирует память.
В специальном конверте учащимся предлагается набор карточек. Лучше, если их будет больше, чем ответов на «Большой карте»), которая тоже вложена в конверт. Ученик достает «Большую карту», решает задание на «Карточке с заданием» и накрывает ею соответствующий ответ на «Большой карте». Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны карточек составляют какой-то шифр: рисунок, чертеж, букву и т. д. Учитель, проходя по рядам, легко определяет результаты работы.
5. Игра «Подумай – победи».
Игра развивает умения анализировать, находить единственное правильное решение и решать проблемные ситуации.
В игре участвуют от двух до шести команд. Ведущий показывает командам планшет, на левой стороне которого написаны задания (6–10), а в верхнем ряду – ответы (6–10). Вопросы и ответы пронумерованы.
Статьи по педагогике:
Оценка уровня обучаемости младших школьников
Задачи исследования Г.П. и И.П. Антоновой были поставлены следующие: 1. Определить уровень сформированности некоторых компонентов обучаемости у учащихся I- III классов. 2. Изучить индивидуальные особенности и динамику внушаемости у младших школьников. 3. Выявить характер соотношения особенностей об ...
Гуманизация педагогического взаимодействия как путь
антропологизации педагогического процесса
Ведущей антропологической идеей гуманистического воспитания является категория свободы. В исследованиях последнего десятилетия (О.С. Газман) гуманистическое представление о человеке предполагает рассмотрение его как существа природного (биологического), социального (культурного) и экзистенциального ...
Влияние физической подготовленности на
работоспособность студентов
Период обучения в подростковом и юношеском возрасте совпадает с активным формированием духовных и физических качеств молодого человека, с подготовкой к выполнению социальных функций в условиях капиталистического общества. Физическое воспитание - неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса ...