Дети старшего дошкольного возраста как субъекты нравственно-патриотического воспитания

Образование и воспитание » Организация нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста » Дети старшего дошкольного возраста как субъекты нравственно-патриотического воспитания

Страница 1

В психологическом словаре понятие субъект рассмотрено в значении активно действующего, познающего, обладающего сознанием и волей человека, способного действовать целенаправленно. Он может проявлять инициативу и самостоятельность, принимать и реализовывать решения, оценивать последствия своего поведения, изменяться и самосовершенствоваться, определять перспективу своей многомерной жизнедеятельности.

На таком уровне развития человек способен сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять не только ее в своих целях, но и самого себя. Достижение уровня субъектности предполагает овладение человеком совокупностью родовых психологических способностей и механизмов, обобщенно представленных в таких реалиях, как разум, чувства, побуждения, воля, характер.

Становление личности дошкольника как субъекта НПВ предполагает освоение им нравственных правил, норм и способов поведения, характерных для современного общества, правил общежития, основных смыслов и ценностей совместной жизни.

В психолого-педагогической науке процесс становления субъектности в дошкольном возрасте представлен тремя линиями: первая – формирование психической саморегуляции, вторая – рефлексия социального поведения, третья – осознание ребенком собственного индивидуального мира, возникновение чувства Я.

Рассмотрим психолого-педагогическую характеристику старшего дошкольного возраста с точки зрения достижения уровня субъектности.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, закладываются основы будущей личности, формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности.

У старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности, таким как игра. А.С.Макаренко считал, что «игра имеет важное значение в жизни ребенка: имеет такое же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет». Г.В. Плеханов, в свою очередь, полагал, что «детские игры представляют одну из связей, соединяющих различные поколения, и служат именно для передачи культурных приобретений из рода в род. В процессе игры воспитывается воображение, уверенность в себе, мужественное преодоление трудностей, развивается патриотическая направленность, чувство коллективизма, умение строить взаимоотношения с людьми, правильно относиться к людям».

Таким образом, можно сделать вывод, что именно в коллективных формах деятельности можно научить осмысленному осознанию любви к Родине, гордости за нее и свой народ. Научить более глубокому чувствованию своего Отечества и умению определять собственную общую мотивационную ориентацию.

В старшем дошкольном возрасте впервые появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами, возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения, ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо».

Таким образом, очевидно, что формирование произвольного поведения безусловно способствует становлению нравственных норм и ценностей в современном обществе.

Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы «выпадает» из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности. Происходит формирование адекватной самооценки, оценки своих возможностей.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Содержание понятия «музыкальные способности»
В современной парадигме системы непрерывного образования важная роль отводится дошкольному образованию как начальному этапу формирования общечеловеческих ценностей, развитию внутреннего мира ребенка, его духовности способностей. Ведущим мотивом обновления педагогического процесса в дошкольном учреж ...

Упражнения, направленные на снятие языковых и речевых трудностей
Перед вами незнакомые слова. Соотнесите картинку или толкование со словом, догадайтесь о его значении. Запомните выделенные слова. Составьте фразы с новыми словами. Чтение текста и выполнение первого коммуникативного задания В рамках текстового этапа обучаемым предлагаются коммуникативные установки ...

Правила составления списка использованных источников
Список должен содержать сведения об источниках, использованных при составлении отчета. Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1. Содержание списка использованных источников определяет автор работы, исходя из цели и задач ее выполнения. Последовательность расположения ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru