Формирование патриотических чувств детей должно базироваться на глубокой и основательной работе по нравственному воспитанию дошкольников. Эта задача актуальна именно в контексте сегодняшней национальной политики государства. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников включает в себя задачу приобщения к своей национальной культуре, но предусматривает воспитание уважения ко всем народам, тем самым дополняется компонентами гражданского воспитания. Содержание нравственно-патриотического воспитания должно обеспечить реализацию нравственного чувства «патриотизм» – любовь к Родине, и мотивировать отношения и поведение «гражданственность» – позитивную эмоциональную пристрастность к стране, гражданином которой является человек. То есть воспитание патриотизма формирует в личности ребенка патриотические чувства, эмоции и отношения которые соотнесены с государственностью. Гражданская направленность личности – способность человека регулировать свое поведение исходя из принятых и усвоенных в развитии гражданских нравственных норм и принципов и неподверженность ситуативным изменениям. Проще говоря, воспитывать необходимо нравственного патриота, понимающего и ощущающего себя гражданином многонациональной и многоконфессиональной страны, культивирующего в себе глубинную связь с Родиной, но лояльно и с пониманием относящегося ко всем ее гражданам.
К нравственно-патриотическим отношениям мы отнесем следующее: Я – моя страна; Я – моя семья; Я – основные события в моей жизни, соотнесенные с Родиной; Я –.культура и история моей Родины; Я – природа моей Родины и ее ресурсы; Я – близкие мне люди; Я – другие люди, живущие на моей Родине; Я – место, где я родился; Я – место, где я живу и др.
Таким образом, можно сделать вывод о сформированности субъектных качеств у детей старшего дошкольного возраста в условиях нравственно-патриотического воспитания. Ими выступают: активный интерес к коллективным формам деятельности, формирование основ произвольного поведения, осознание своего «Я» и формирование внутренней социальной позиции, обобщения, активное развитие речевой деятельности. Данные новообразования позволяют говорить о становлении субъектности детей старшего дошкольного возраста и о том, что этот возрастной этап является сенситивным периодом для формирования нравственно-патриотических качеств, установок, идеалов. Задача педагогов и воспитателей в этот период заключается в максимальном использовании психологических особенностей возраста для «конструирования» патриотизма и нравственности.
Статьи по педагогике:
Организация и методика проведения экспериментальной работы
Цель исследовательской деятельности состояла в том, чтобы проверить достоверность выдвинутых нами теоретических положений, а именно, что возможно систематизация теоретического материала и эмпирического исследования позволит разработать и поэтапно реализовывать комплекс дидактических игр, направленн ...
Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики
Широкое распространение понятия "парадигма" в современных научно-педагогических исследованиях и инновационной образовательной практике свидетельствует, что в нем объективированы важные как для ученых, так и для учителей значения. Нельзя не заметить особую пристрастность исследователей, ис ...
Содержание занятий математического кружка в 5-ом классе
Занятие №1. «Цифры у разных народов». Рассказать об арабской и римской нумерации. В ходе беседы решить задачи: Записать арабскими цифрами: ХХV, CХIV, XCII, MMDLXXI. Записать римскими цифрами: 37, 92, 2164, 3068, 4527, 183693. В данных неверных равенствах переложить по одной «спичке», чтобы все раве ...