Психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста

Образование и воспитание » Социально–педагогическая профилактика наркотической зависимости у старших подростков » Психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста

Страница 2

Старший подросток вынужден в короткий промежуток времени находить решения основных задач дальнейшего развития. Главная проблема заключается в том, что эти задачи, при множестве различных социальных институтов, способных оказывать ему помощь, человек в период взросления должен решать самостоятельно. "Движение" личности старшего подростка в процессе решения этих задач всегда противоречиво, конфликтно.

Некоторая универсальность задач развития в старшем подростковом возрасте позволяет выявить типичные особенности его личности, однако условия, в которых каждое новое поколение вынуждено решать эти задачи, могут существенно различаться. Это касается общественных целей и ценностей, социально-педагогических условий обучения и воспитания, культурной и национальной основы, экономической ситуации в стране и регионе.

Различные побуждения личности и задачи развития предполагают координацию новых и уже имеющихся видов деятельности, что возможно лишь при существовании известной дистанции между индивидом и побуждением к деятельности, называемой "ролевой дистанцией" или "устойчивостью к неопределенности". Взросление в этом контексте можно рассматривать в двух аспектах как "деятельность в контексте" и как "совладание с жизнью".

В старшем подростковом возрасте одновременно с физическими изменениями происходит глубокая перестройка психики, что обусловливается не только физиологическими факторами, но в значительной мере психосоциальным влиянием. Стремление старшеклассника сравнивать себя со сверстниками усиливает наблюдение за собственным телом, что вызывает озабоченность, тревожность и конфликтогенные реакции на внешние замечания. Старшеклассники склонны переоценивать действительные и мнимые отклонения от нормы, относительно своего тела особенно.

Поскольку старшие подростки отмечают социальную реакцию на изменение их физического облика (одобрение, восхищение или отвращение, насмешку или презрение), они включают его в представление о себе. Многие кризисы и конфликты в этот период связаны с неадекватным, неловким или оскорбительным отношением к ним взрослых людей.

Физические изменения, таким образом, оказывают влияние на самооценку и чувство собственной значимости. Поскольку диапазон нормальной изменчивости остается неизвестным, это может вызвать беспокойство и приводить к острым конфликтным ситуациям, агрессивному или депрессивному поведению, поведенческим девиациям и даже к хроническим неврозам.

Главное новообразование старшего подросткового возраста – открытие "Я", развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установки на сознательные сферы жизни, что направляет "Я" на практическое включение в различные виды жизнедеятельности. Этот процесс сопровождается негативными и позитивными проявлениями. Для данного периода свойственны беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорция в физическом и психическом развитии, агрессивность, метания, противоречивость чувств, абстрактность бунта, меланхолия, снижение работоспособности. Позитивные проявления выражаются в том, что у старшего подростка появляются новые ценности, потребности, ощущение близости с природой, иное понимание искусства. Важнейшими процессами переходного возраста являются: расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и увеличения числа людей, на которых она ориентируется. Для старшего подросткового возраста типичными являются внутренняя противоречивость, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Чем резче различия между миром детства и миром взрослости и чем важнее разделяющие их границы, тем ярче проявляются напряженность и конфликтность.

По мнению М.Р. Гинзбурга, наиболее сложным у старшеклассников является новообразование, которое представляет собой идентичность. Старший подростковый возраст является периодом "самостандартизации"; молодые люди стремятся к поиску чувства "Я", к включенности в конкретные роли. Потребность в обретении чувства идентичности настолько остра, что человек может решить эту проблему, став деликвентом – то есть выбрать идентичность, противоположную тому, что предлагает общество, лишь бы не остаться вовсе без идентичности. В частности, агрессивность особенно присуща подросткам как способ защиты личности от переживания "кризиса идентичности", эмансипации от мира взрослых, преследующий стабилизацию самооценки: следовательно, становится актуальной проблема блокировки агрессии и невозможность ее выражения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Содержание обучения информатике на разных этапах обучения в средней школе
Возникновение термина «Информатика» для обозначения науки об автоматизации процессов обработки данных в середине 60-х годов прошлого века явилось результатом соединения в единое целое двух понятий - "информация" и "автоматика". Поэтому в начале информатику связывали, в основном, ...

Динимака экзаменационных заданий по типу и содержанию
Работа включает в себя 3 типа заданий (задания с выбором ответа, с кратким ответом, с развёрнутым ответом) и общее количество заданий равно 30 (в 2012 году предполагается сделать 31 задание) [3]. Изменение количества заданий экзаменационных работ по типу и по годам проведения представлены в таблице ...

Мотивационная сфера личности учителя
Слово «мотив», «мотивация» от латинского мовео — приводить в движение. Так называют различные психические переживания, стимулирующие и направляющие человека к деятельности или задерживающие ее. Мотивационная сфера личности включает в себя психические критерии: потребности, мотивы, интересы, убежден ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru