Наркотическая зависимость старших подростков: понятие, стадии формирования, факторы

Образование и воспитание » Социально–педагогическая профилактика наркотической зависимости у старших подростков » Наркотическая зависимость старших подростков: понятие, стадии формирования, факторы

Страница 2

психопатологические личностные или акцентуированные характерологические особенности родителей.

Нарушение психосоциальной адаптации в процессе развития подростка:

формирующаяся отчужденность, противоречивость и нарастающая неудовлетворенность в отношениях с родителями;

избегающий, поверхностный, формальный стиль общения в семье;

формальное отношение к внутрисемейным проблемам, игнорирование их;

снижение успеваемости;

нарушения школьной дисциплины;

неполноценность коммуникативных контактов (поверхностное, недифференцированное межличностное общение);

конфликтность в отношениях со сверстниками – представителями формально детерминированного коллектива или избегание общения с ними;

конфликтность в отношении с учителями и администрацией школ;

нарушение принципа социальной обусловленности коммуникативных связей, построение общения со сверстниками преимущественно по "территориальному" принципу;

уменьшение интенсивности и неустойчивость общения со сверстниками противоположного пола, выраженные проблемы общения с ними;

отсутствие устойчивых увлечений;

склонность к асоциальным формам поведения.

Психологические факторы:

зависимость особенностей личностного реагирования, социальной перцепции, характера межличностного общения и Я - концепции от влияния референтной группы сверстников;

игнорирование системы социальных установок и ролей;

несформированная в соответствии с возрастом способность адекватно оценивать и вербализовать взаимоотношения с окружающими;

отсутствие к стремления к конструктивному разрешению проблемных и конфликтных ситуаций;

отсутствие сформированного представления о жизненных целях;

отсутствие сформированного реального и идеального образа Я и значимых окружающих и как следствие отсутствие стимула к саморазвитию и усовершенствованию;

нарушения в сфере социальной перцепции (несоответствующая возрасту коммуникативная и социальная некомпетентность, несформированные в соответствии с возрастом самооценка и прогноз оценки своего поведения в глазах окружающих) .

Для того чтобы старший подросток был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо сохранять позитивное представление о себе. И напротив, люди с низкой самооценкой так реагируют на ту или иную неудачу, что это может затруднять саму возможность дальнейшего конструктивного развития их собственной "Я-концепции".

Представления личности о самой себе кажутся ей убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными.

Самооценка — субъективное основание для определения уровня притязаний, т.е. тех задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к реализации которых она считает себя способной.

Развитие устойчивости самооценки идет параллельно развитию произвольного поведения. Если подверженность самооценки влиянию извне уменьшается, то мотивационная сфера личности становится значительно устойчивее. И тогда "Я-концепция" действует как внутренний "фильтр", который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот "фильтр", ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

О.Ф. Ерышев в свою очередь, выделяет четыре основные группы факторов, способствующих развитию отклоняющегося поведения в целом и наркотизации в частности:

1. Нравственная незрелость личности: отрицательное отношение к обучению, отсутствие социально одобряемой активности и социально значимых установок; узкий круг и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений и духовных запросов; неопределенность в вопросах профессиональной ориентации, отсутствие установки на трудовую деятельность, дефицит мотивации достижений, уход от ответственных ситуаций и решений; утрата "перспективы жизни", видения путей развития своей личности; терпимость к пьянству, наркотикам.

2. Нарушенная социальная микросреда: неполная семья; сильная занятость родителей; отсутствие братьев и сестер; искажения социальных ролей, бесперспективное воспитание; раннее (12 — 13 лет) начало самостоятельной жизни и преждевременное освобождение от опеки родителей; легкий и неконтролируемый доступ к деньгам и непонимание того, как они достаются; алкоголизм или наркомания у кого-либо из близких родственников или близких людей; низкий образовательный уровень родителей. Под влиянием данной группы факторов у человека может происходить деформация личности, формироваться неадекватная система ценностей, снижаться уровень притязаний, проявляться опустошенность, приводящая к отверженности.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Влияние музыкального искусства на развитие детей
Младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов развития ребенка. В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразования, происходит становление учебной деятельности, в частности ее мотивации и базовых учебных ум ...

Восприятие музыкальных сигналов пациентами с кохлеарными имплантами
В последние несколько лет изучались особенности восприятия музыкальных сигналов пациентов с кохлеарными имплантами. Исследования проводили: Росс Я., Королева И.В., Огородникова Е.А., Пак С.П., Столярова Э.И., Тартуский университет, Тарту, Эстония; НИИ уха, горла, носа и речи, Санкт-Петербург, Росси ...

Проект "А музыка звучит"
Глухим детям музыка позволяет не только гармонично войти в мир слышащих, но и обогатить его своим талантом, щедростью своей души, осветить его своим внутренним светом. Проект разработан Пермской Общественной социально-просветительской организацией "Согласие". Интеграция глухих детей в мир ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru