психопатологические личностные или акцентуированные характерологические особенности родителей.
Нарушение психосоциальной адаптации в процессе развития подростка:
формирующаяся отчужденность, противоречивость и нарастающая неудовлетворенность в отношениях с родителями;
избегающий, поверхностный, формальный стиль общения в семье;
формальное отношение к внутрисемейным проблемам, игнорирование их;
снижение успеваемости;
нарушения школьной дисциплины;
неполноценность коммуникативных контактов (поверхностное, недифференцированное межличностное общение);
конфликтность в отношениях со сверстниками – представителями формально детерминированного коллектива или избегание общения с ними;
конфликтность в отношении с учителями и администрацией школ;
нарушение принципа социальной обусловленности коммуникативных связей, построение общения со сверстниками преимущественно по "территориальному" принципу;
уменьшение интенсивности и неустойчивость общения со сверстниками противоположного пола, выраженные проблемы общения с ними;
отсутствие устойчивых увлечений;
склонность к асоциальным формам поведения.
Психологические факторы:
зависимость особенностей личностного реагирования, социальной перцепции, характера межличностного общения и Я - концепции от влияния референтной группы сверстников;
игнорирование системы социальных установок и ролей;
несформированная в соответствии с возрастом способность адекватно оценивать и вербализовать взаимоотношения с окружающими;
отсутствие к стремления к конструктивному разрешению проблемных и конфликтных ситуаций;
отсутствие сформированного представления о жизненных целях;
отсутствие сформированного реального и идеального образа Я и значимых окружающих и как следствие отсутствие стимула к саморазвитию и усовершенствованию;
нарушения в сфере социальной перцепции (несоответствующая возрасту коммуникативная и социальная некомпетентность, несформированные в соответствии с возрастом самооценка и прогноз оценки своего поведения в глазах окружающих) .
Для того чтобы старший подросток был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо сохранять позитивное представление о себе. И напротив, люди с низкой самооценкой так реагируют на ту или иную неудачу, что это может затруднять саму возможность дальнейшего конструктивного развития их собственной "Я-концепции".
Представления личности о самой себе кажутся ей убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными.
Самооценка — субъективное основание для определения уровня притязаний, т.е. тех задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к реализации которых она считает себя способной.
Развитие устойчивости самооценки идет параллельно развитию произвольного поведения. Если подверженность самооценки влиянию извне уменьшается, то мотивационная сфера личности становится значительно устойчивее. И тогда "Я-концепция" действует как внутренний "фильтр", который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот "фильтр", ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.
О.Ф. Ерышев в свою очередь, выделяет четыре основные группы факторов, способствующих развитию отклоняющегося поведения в целом и наркотизации в частности:
1. Нравственная незрелость личности: отрицательное отношение к обучению, отсутствие социально одобряемой активности и социально значимых установок; узкий круг и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений и духовных запросов; неопределенность в вопросах профессиональной ориентации, отсутствие установки на трудовую деятельность, дефицит мотивации достижений, уход от ответственных ситуаций и решений; утрата "перспективы жизни", видения путей развития своей личности; терпимость к пьянству, наркотикам.
2. Нарушенная социальная микросреда: неполная семья; сильная занятость родителей; отсутствие братьев и сестер; искажения социальных ролей, бесперспективное воспитание; раннее (12 — 13 лет) начало самостоятельной жизни и преждевременное освобождение от опеки родителей; легкий и неконтролируемый доступ к деньгам и непонимание того, как они достаются; алкоголизм или наркомания у кого-либо из близких родственников или близких людей; низкий образовательный уровень родителей. Под влиянием данной группы факторов у человека может происходить деформация личности, формироваться неадекватная система ценностей, снижаться уровень притязаний, проявляться опустошенность, приводящая к отверженности.
Статьи по педагогике:
Использование звукоусиливающей аппаратуры на музыкальных
занятиях в школе глухих
Формирование восприятия музыки осуществляется на основе дифференцированного подхода к использованию сохранного остаточного слуха детей Необходимо выявить музыкально-слуховой диапазон каждого ребенка с учетом акустических возможностей помещения и музыкального инструмента, используемого на занятиях. ...
Результаты сформированности представлений о множестве у детей четвертого
года жизни
Цель: Оценить и проанализировать результаты исследования. Задачи: 1. Выявить сформированность представлений о множестве у детей четвертого года жизни после проведения серии игр; 2. Проанализировать и оценить результаты контрольного эксперимента; 3. Сравнить и проанализировать результаты констатирую ...
Особенности адаптации студентов первого курса к условиям обучения в РостГМУ, постоянно проживающих в Ростовской области и Республике Северокавказского региона
Начало обучения в ВУЗе у большинства абитуриентов является периодом формирования адаптационно-компенсаторных механизмов функциональных систем к новым условиям. Адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для высшей школы, представляет собой сложный процесс, сопровождающийся значительным напря ...