Социально-педагогическая профилактика наркомании в старшем подростковом возрасте

Образование и воспитание » Социально–педагогическая профилактика наркотической зависимости у старших подростков » Социально-педагогическая профилактика наркомании в старшем подростковом возрасте

Страница 2

3. Подход, основанный на влиянии социальных факторов. Он базируется на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя началу наркотизации. С точки зрения данного подхода важнейшим фактором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний.

4. Подход, основанный на формировании жизненных навыков. В данном подходе центральным является понятие об изменении поведения, поэтому в нем используются преимущественно методы поведенческой модификации и терапии.

5. Подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной употреблению наркотиков. Этот подход предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ для молодежи, в которых мог ли бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, столь свойственные молодым. Данное направление является попыткой развития специфической активности с целью уменьшить риск употребления наркотиков.

6. Подход, основанный на укреплении здоровья. Укрепление здоровья – это процесс, помогающий человеку усилить контроль над детерминантами здоровья и таким образом улучшить его.

По мнению М.А. Галагузовой и Л.В. Мардахаева, ведущим субъектом профилактики наркомании у старших подростков в школе является социальный педагог – специалист, осуществляющий деятельность по предотвращению проблем старшеклассников, своевременному выявлению и устранению причин, их вызывающих, тем самым способствуя оздоровлению социальной микросреды старшеклассников. Социальный педагог чаще работает с людьми группы риска – это категории людей, чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жизни. Выделим наиболее часто используемые формы работы социального педагога по реализации программы профилактических мероприятий:

Лекция – это структурно-организованный способ передачи информации по конкретной теме. Информация может предаваться одновременно большому количеству слушателей и не требует значительных временных затрат. Во время чтения лекций трудно учесть потребности, мнения, чувства слушателей и степень их готовности к восприятию информации. Участники – пассивные слушатели. Развить какой-либо новый навык, умение невозможно.

Фокус-группа – эта форма рассчитана на работу с малыми группами (используется преимущественно при работе с родителями учащихся). Она представляет собой исследование мнений, настроений, установок и сопротивлений, степень понимания проблемы и путей её решения. Социальный педагог, проводя фокус-группу, выполняет 6 задач:

Способствует сотрудничеству родителей по реализации программы профилактики.

Определяет возможные причины сопротивления родителей активной работе по профилактической программе.

Способствует развитию навыков аргументирования правильных точек зрения и корректирует неправильные точки зрения.

Проясняет приоритетные направления работы с родительской аудиторией.

Выявляет активных родителей и лидеров.

Формирует запросы родителей на получение дополнительных знаний и новых навыков.

Дискуссия – рассчитана на работу с малыми группами. Она представляет собой обмен мнениями, суждениями, впечатлениями и ощущениями участников в рамках определенной темы. Дискуссия предоставляет каждому участнику возможность:

реализовать свое право голоса;

приобрести навык выражения своих мыслей и чувств;

научиться допускать чужие мысли и чувства;

натренировать навык аргументирования своего мнения;

осознать личную ответственность в групповом процессе;

приобрести новые убеждения через критическое осмысление;

более глубоко усвоить новую информацию.

Мозговой штурм – это форма группового мышления и эффективный способ решения проблем. Цель мозгового штурма – выдвинуть как можно больше идей в ограниченный интервал времени, спланировать их осуществление.

Результат использования каждой формы работы определяется по степени усвоения передаваемой информации (рис. 1).

Рис. 1. Зависимость усвоения информации от формы ее передачи, %

Помимо этого, социальному педагогу необходимо помнить о том, что в своей деятельности по первичной профилактике наркотической зависимости у подростков необходимо применять так называемые активные методы. Под активным методом профилактической работы мы будем понимать такой способ деятельности социального педагога по профилактике зависимого поведения, при котором в этой деятельности сами подростки принимают активное участие.

Одновременно среди специалистов, занятых проблемами воспитания, образования и оптимального развития несовершеннолетних: учителя, социальные педагоги, воспитатели, работники комиссий по делам несовершеннолетних, формируется убеждение в неэффективности антинаркотической работы, основанной на информационно-лекционном подходе или на эмоциональных выраженных поучениях и примерах из жизненной практики.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Категория детства и его проблемы в современном мире
Главными проблемами, от решения которых зависит освещение всех других вопросов педагогической антропологии, являются проблемы детской, природы. Однако на протяжении многих столетий ребенок воспринимался как маленький взрослый, который в соответствии с этим и должен понимать все почти как взрослый. ...

Факторы развития ребенка
Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происхо­дит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся преж­де всего окружающая человека естественная и социальная сре­да, а также спе ...

Роль учебной отметки
В профессиональной деятельности учителя можно обнаружить уникальное явление, когда один из способов стимулирования учебной деятельности учащихся может рассматриваться как поощрение или наказание – это учебная отметка. По большому счету, отметка является не поощрением или наказанием, а мерилом знани ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru