3. Подход, основанный на влиянии социальных факторов. Он базируется на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя началу наркотизации. С точки зрения данного подхода важнейшим фактором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний.
4. Подход, основанный на формировании жизненных навыков. В данном подходе центральным является понятие об изменении поведения, поэтому в нем используются преимущественно методы поведенческой модификации и терапии.
5. Подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной употреблению наркотиков. Этот подход предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ для молодежи, в которых мог ли бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, столь свойственные молодым. Данное направление является попыткой развития специфической активности с целью уменьшить риск употребления наркотиков.
6. Подход, основанный на укреплении здоровья. Укрепление здоровья – это процесс, помогающий человеку усилить контроль над детерминантами здоровья и таким образом улучшить его.
По мнению М.А. Галагузовой и Л.В. Мардахаева, ведущим субъектом профилактики наркомании у старших подростков в школе является социальный педагог – специалист, осуществляющий деятельность по предотвращению проблем старшеклассников, своевременному выявлению и устранению причин, их вызывающих, тем самым способствуя оздоровлению социальной микросреды старшеклассников. Социальный педагог чаще работает с людьми группы риска – это категории людей, чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жизни. Выделим наиболее часто используемые формы работы социального педагога по реализации программы профилактических мероприятий:
Лекция – это структурно-организованный способ передачи информации по конкретной теме. Информация может предаваться одновременно большому количеству слушателей и не требует значительных временных затрат. Во время чтения лекций трудно учесть потребности, мнения, чувства слушателей и степень их готовности к восприятию информации. Участники – пассивные слушатели. Развить какой-либо новый навык, умение невозможно.
Фокус-группа – эта форма рассчитана на работу с малыми группами (используется преимущественно при работе с родителями учащихся). Она представляет собой исследование мнений, настроений, установок и сопротивлений, степень понимания проблемы и путей её решения. Социальный педагог, проводя фокус-группу, выполняет 6 задач:
Способствует сотрудничеству родителей по реализации программы профилактики.
Определяет возможные причины сопротивления родителей активной работе по профилактической программе.
Способствует развитию навыков аргументирования правильных точек зрения и корректирует неправильные точки зрения.
Проясняет приоритетные направления работы с родительской аудиторией.
Выявляет активных родителей и лидеров.
Формирует запросы родителей на получение дополнительных знаний и новых навыков.
Дискуссия – рассчитана на работу с малыми группами. Она представляет собой обмен мнениями, суждениями, впечатлениями и ощущениями участников в рамках определенной темы. Дискуссия предоставляет каждому участнику возможность:
реализовать свое право голоса;
приобрести навык выражения своих мыслей и чувств;
научиться допускать чужие мысли и чувства;
натренировать навык аргументирования своего мнения;
осознать личную ответственность в групповом процессе;
приобрести новые убеждения через критическое осмысление;
более глубоко усвоить новую информацию.
Мозговой штурм – это форма группового мышления и эффективный способ решения проблем. Цель мозгового штурма – выдвинуть как можно больше идей в ограниченный интервал времени, спланировать их осуществление.
Результат использования каждой формы работы определяется по степени усвоения передаваемой информации (рис. 1).
Рис. 1. Зависимость усвоения информации от формы ее передачи, %
Помимо этого, социальному педагогу необходимо помнить о том, что в своей деятельности по первичной профилактике наркотической зависимости у подростков необходимо применять так называемые активные методы. Под активным методом профилактической работы мы будем понимать такой способ деятельности социального педагога по профилактике зависимого поведения, при котором в этой деятельности сами подростки принимают активное участие.
Одновременно среди специалистов, занятых проблемами воспитания, образования и оптимального развития несовершеннолетних: учителя, социальные педагоги, воспитатели, работники комиссий по делам несовершеннолетних, формируется убеждение в неэффективности антинаркотической работы, основанной на информационно-лекционном подходе или на эмоциональных выраженных поучениях и примерах из жизненной практики.
Статьи по педагогике:
Влияние физической подготовленности на
работоспособность студентов
Период обучения в подростковом и юношеском возрасте совпадает с активным формированием духовных и физических качеств молодого человека, с подготовкой к выполнению социальных функций в условиях капиталистического общества. Физическое воспитание - неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса ...
Волевые качества у учащихся
Воспитание воли ребенка один из центральных вопросов педагогики. Нередко приходится наблюдать детей нерешительных и неуверенных, с вялыми движениями, неустойчивых в своих желаниях, отступающих перед малейшими затруднениями. От них всегда слышишь: "Я не умею", "Я не хочу", " ...
Учебный план в помощь социально-эмоциональному развитию детей с особыми нуждами
Когда мы говорим об интеграции аномальных детей в общество, мы обычно тут же начинаем рассуждать об этом с точки зрения предоставления им возможностей доступа к социальной и экономической жизни в физическом (буквальном) смысле, с точки зрения создания равных возможностей работы, говорим о дополните ...