В 2008-2009 учебном году на всех ступенях общего образования используется комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов.
Основные содержательные линии программы физического воспитания реализуется в двух направления – развитие двигательных умений и навыков, развитие и совершенствование двигательных качеств. Предполагается их интегрирование посредством применения метода «сопряженного упражнения».
В начальной школе средства и методы реализации данной программы должны обеспечить общеразвивающую направленность, в 5-8 классах необходимо применять подходы формирования физической культуры личности посредством освоения программы физического воспитания учащихся 1-11 классов с общеприкладной и спортивно-рекреационной направленностью, в 9 классе необходимо обратить внимание на новые подходы к освоению содержания физического образования, с учетом учебно-спортивной базы, для расширения двигательного опыта, укрепления здоровья и формирования здорового стиля жизни. В 10-11 классах преподавание предмета «Физическая культура» базируется на профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности, социализации школьников, создание условий для самореализации личности. К программе физического воспитания необходимо разработать элективные курсы в системе предпрофильной и профильной подготовки.
Направленность учебных занятий на всех ступенях обучения по физической культуре характеризуется:
формированием основ знаний о физкультурной деятельности;
чередованием упражнений высокой и низкой интенсивности, направленных на развитие и совершенствование кондиционных способностей учащихся;
расширением коммуникативного опыта учащихся в совместной деятельности;
гибким введением новых элементов образования, интегрированием разнообразных видов двигательной деятельности;
овладением школьниками умениями использовать различные системы и виды физических упражнений в самостоятельных занятиях физической культурой, имеющих оздоровительную и кондиционную направленности;
расширением адаптивных и функциональных возможностей школьников, использованием методов индивидуализации физических нагрузок (метод «круговой тренировки», «сопряженного» упражнения);
решением оздоровительных задач специфическими средствами физического воспитания (физические упражнения, естественные факторы природы, закаливание);
отведением основного учебного времени на работу в режиме спортивной тренировки;
развитием индивидуальных свойств личности через личностно-ориентированный подход в двигательной деятельности;
контролем, направленным на уровень сформированности коммуникативной, теоретической и двигательной компетенции, самостоятельной двигательной активности учащихся.
Заслуживает внимания значимость самоконтроля в двигательной деятельности. Это проявляется в том, что при формировании самоконтроля, а на его основе самооценки, тем самым повышается успешность учеников в двигательных действиях, так как известно, что, чем выше квалификация спортсмена, тем в большей степени он контролирует свои действия. В то же время, работая над формированием самооценки двигательного действия, школьники воспитываются как истинные субъекты деятельности.
В.И. Лях и Г.Б. Мейксон констатируют, что формирование знаний на уроке физической культуры зачастую сводится к механической передаче готовой информации, а в большинстве случаев даже такой способ не используется, и урок сводится лишь к овладению двигательными навыками и минимально к развитию физических качеств. Передача теоретической информации не способствует формированию познавательного интереса у младших школьников как направленности личности на овладение всей совокупностью знаний.
Как подчеркивают Г.Б. Мейксон и В.Н. Шаулин , необходимость «расширять физкультурно-массовую работу и улучшать ее организацию по месту учебы» является одной из актуальных проблем физического воспитания в школе. Большое значение здесь имеет формирование стремления к физическому самосовершенствованию. Решение этой проблемы во многом зависит от умения использовать средства физической культуры для укрепления своего здоровья, поддержания высокой работоспособности, навыков самостоятельных занятий.
Статьи по педагогике:
Проведение мероприятий по формированию навыков культурного
поведения у подростков с нарушением интеллекта
В течение нескольких недель мы совместно с педагогами и воспитателями коррекционной школы вели разнообразную работу по формированию и совершенствованию культуры поведения школьников с нарушением интеллекта: проводили классные часы, этические беседы, а также использовали другие виды работы (обращени ...
Культура общения детей с взрослыми и сверстниками как составляющая основа
культуры поведения
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение де ...
Аспекты речевого развития детей
На современном этапе созданы разнообразные программы по развитию речи детей в дошкольном возрасте: · «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» (1983-1984 гг.) – основа разработки современного содержания обучения. · «Программа воспитания и обучения в детском саду» (Под ред. М.А. Васил ...