Формирование и контроль знаний младших школьников на уроках физической культуры

Страница 2

Реализация задачи привлечения школьников к занятиям в спортивных секциях, кружках, а также самостоятельным занятиям физическими упражнениями может успешно обеспечиваться с помощью вооружения их специальными знаниями. При этом умения наравне со знаниями должны формироваться на каждом уроке. Это заставляет учителя пересматривать методы организации обучения в направлении усиления инструктивной функции урока .

При традиционном способе проведения уроков в школе его методическое оснащение остается практически невостребованным и, следовательно, не осознанным учениками. Внимание учащихся целиком поглощено овладением двигательными действиями.

Если такое положение дел в течение длительного периода могло удовлетворить школу, то на современном этапе решение задач физического воспитания школьников требует постоянного обращения внимания на то, какие задачи решаются с помощью того или иного приема. Следует активизировать и мысли, и действия учащихся. Для этого необходимо давать ученикам целевую установку, подводить к осознанию направленности любого упражнения, определять пути намеченного, побуждать делать обобщения, сопоставления. И реализовываться это должно систематически.

По мнению В.К. Бальсевича, знание своего организма, его возможностей, принципов развития природных данных и приобретения необходимых умений и навыков позволяет детям намного быстрее стать сильными, быстрыми, выносливыми, ловкими, физически совершенными. И формировать эти знания необходимо с самого раннего возраста.

Это предполагает научно обоснованную реорганизацию системы физического воспитания и содержательной направленности деятельности каждого учителя. Речь идет о необходимости привнесения в процесс обучения доступных учащимся знаний, накопленных в культуроведении, педагогике, истории, социологии физической культуре, психологии физического воспитания и спорта, теории управления, в естественных науках.

В данном случае возникает необходимость создания целенаправленной системы формирования знаний у учащихся по физической культуре. Как указывает Л.К. Завьялов, сформированная у ребенка система знаний способствует решению многих задач: повышает мотивацию к занятиям физическими упражнениями; увеличивает эффективность овладения программным материалом; дает основу для самостоятельных занятий физическими упражнениями; создает предпосылки для освоения программ по другим предметам.

За последние годы многие учителя стали повышать роль образовательной функции уроков физической культуры. Главная тенденция, выраженная в проекте Государственного образовательного стандарта по физической культуре в школе, состоит в повышении требований к теоретическому содержанию предмета "Физическая культура". При чисто абстрактном подходе эта тенденция едва ли у кого из специалистов физического воспитания в школе вызвала возражения. У ученых тем более она получила поддержку. Но это лишь в идеальных условиях.

В реальности, когда на (физическую культуру отводится лишь два урока в неделю, освоить намеченный в проекте объем теоретических сведений просто невозможно. А если возможно, то, как правило, в ущерб целесообразной двигательной активности учащихся.

Как известно, урок физической культуры имеет свою объективную логику, свои закономерности. По мнению Л.П. Матвеева, нецелесообразно, в частности, вводить произвольные интервалы между физическими упражнениями. Если, например, выполнена разминка во вводно-подготовительной части урока, которая обеспечивает оптимальную готовность к основным упражнениям, то нельзя после нее проводить длительную беседу на какую-либо тему: учащиеся не будут настроены на такой разговор и, кроме того, будет упущено время положительного последействия разминки, и ее придется повторить, чтобы оптимально подготовить учащихся к последующим упражнениям. Не менее жестко ограничены интервалы между упражнениями в основной части занятия. Интервалы здесь нормируются в соответствии с закономерностями чередования физической нагрузки и отдыха, чтобы обеспечить направленное воздействие на определенные функциональные и морфофункциональные свойства занимающихся. В данном случае возникает необходимость корректировки программы физического воспитания учащихся I-XI классов и создания высокоэффективной методики формирования знаний.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Методы, применяемые на занятиях по изодеятельности
Художественно - творческая деятельность многогранна. Каждый ребенок в детстве строит, украшает, изображает, как бы моделируя через игру отношения человека с человеком, человека с природой, с реальностью. Дети строят из песка дворцы замки. Строят из снега, из кубиков. Создают прекрасные украшения из ...

Психологические особенности детей дошкольного возраста
К старшему дошкольному возрасту перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения, становление которых связано с целым рядом нов ...

Второе золотое сечение
Болгарский журнал "Отечество" (№10, 1983 г.) опубликовал статью Цветана Цекова-Карандаша "О втором золотом сечении", которое вытекает из основного сечения и дает другое отношение: 44 : 56. Такая пропорция обнаружена в архитектуре, а также имеет место при построении композиций из ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru