Формирование и контроль знаний младших школьников на уроках физической культуры

Страница 2

Реализация задачи привлечения школьников к занятиям в спортивных секциях, кружках, а также самостоятельным занятиям физическими упражнениями может успешно обеспечиваться с помощью вооружения их специальными знаниями. При этом умения наравне со знаниями должны формироваться на каждом уроке. Это заставляет учителя пересматривать методы организации обучения в направлении усиления инструктивной функции урока .

При традиционном способе проведения уроков в школе его методическое оснащение остается практически невостребованным и, следовательно, не осознанным учениками. Внимание учащихся целиком поглощено овладением двигательными действиями.

Если такое положение дел в течение длительного периода могло удовлетворить школу, то на современном этапе решение задач физического воспитания школьников требует постоянного обращения внимания на то, какие задачи решаются с помощью того или иного приема. Следует активизировать и мысли, и действия учащихся. Для этого необходимо давать ученикам целевую установку, подводить к осознанию направленности любого упражнения, определять пути намеченного, побуждать делать обобщения, сопоставления. И реализовываться это должно систематически.

По мнению В.К. Бальсевича, знание своего организма, его возможностей, принципов развития природных данных и приобретения необходимых умений и навыков позволяет детям намного быстрее стать сильными, быстрыми, выносливыми, ловкими, физически совершенными. И формировать эти знания необходимо с самого раннего возраста.

Это предполагает научно обоснованную реорганизацию системы физического воспитания и содержательной направленности деятельности каждого учителя. Речь идет о необходимости привнесения в процесс обучения доступных учащимся знаний, накопленных в культуроведении, педагогике, истории, социологии физической культуре, психологии физического воспитания и спорта, теории управления, в естественных науках.

В данном случае возникает необходимость создания целенаправленной системы формирования знаний у учащихся по физической культуре. Как указывает Л.К. Завьялов, сформированная у ребенка система знаний способствует решению многих задач: повышает мотивацию к занятиям физическими упражнениями; увеличивает эффективность овладения программным материалом; дает основу для самостоятельных занятий физическими упражнениями; создает предпосылки для освоения программ по другим предметам.

За последние годы многие учителя стали повышать роль образовательной функции уроков физической культуры. Главная тенденция, выраженная в проекте Государственного образовательного стандарта по физической культуре в школе, состоит в повышении требований к теоретическому содержанию предмета "Физическая культура". При чисто абстрактном подходе эта тенденция едва ли у кого из специалистов физического воспитания в школе вызвала возражения. У ученых тем более она получила поддержку. Но это лишь в идеальных условиях.

В реальности, когда на (физическую культуру отводится лишь два урока в неделю, освоить намеченный в проекте объем теоретических сведений просто невозможно. А если возможно, то, как правило, в ущерб целесообразной двигательной активности учащихся.

Как известно, урок физической культуры имеет свою объективную логику, свои закономерности. По мнению Л.П. Матвеева, нецелесообразно, в частности, вводить произвольные интервалы между физическими упражнениями. Если, например, выполнена разминка во вводно-подготовительной части урока, которая обеспечивает оптимальную готовность к основным упражнениям, то нельзя после нее проводить длительную беседу на какую-либо тему: учащиеся не будут настроены на такой разговор и, кроме того, будет упущено время положительного последействия разминки, и ее придется повторить, чтобы оптимально подготовить учащихся к последующим упражнениям. Не менее жестко ограничены интервалы между упражнениями в основной части занятия. Интервалы здесь нормируются в соответствии с закономерностями чередования физической нагрузки и отдыха, чтобы обеспечить направленное воздействие на определенные функциональные и морфофункциональные свойства занимающихся. В данном случае возникает необходимость корректировки программы физического воспитания учащихся I-XI классов и создания высокоэффективной методики формирования знаний.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Типы отклонений в социальном поведении
Отклонения от нормы условно разделятся на четыре группы: физические, психические, педагогические и соци­альные. Физические отклонения от нормы прежде всего связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателя­ми. Психические отклонения от нормы прежде всего связаны с умственным разв ...

Правила составления списка использованных источников
Список должен содержать сведения об источниках, использованных при составлении отчета. Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1. Содержание списка использованных источников определяет автор работы, исходя из цели и задач ее выполнения. Последовательность расположения ...

Характеристики обучаемости и внушаемости
Понятие «обучаемость» было раскрыто Б.Г. Ананьевым и определялось как восприимчивость ребенка к обучению, как сложное явление, которое в значительной мере обусловлено развитием второй сигнальной системы. Н.А. Менчинская характеризовала обучаемость «как способность к усвоению знаний и способов учебн ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru