Физкультурные праздники в начальных классах обычно посвящаются каким-либо знаменательным датам. В программу таких праздников, как правило, включают парад участников и торжественное открытие праздника с подъемом флага, массовые гимнастические выступления, простейшие спортивные соревнования, игры, аттракционы, пляски, хороводы, песни.
В положении о празднике указываются: цель, задачи, время и место проведения, порядок его подготовки (распределение обязанностей между его организаторами), порядок открытия и закрытия, состав участников и программы показательных выступлений, участники и программы массово - затейной части, форма заявок на участие в соревнованиях.
На торжественном закрытии праздника вручают призы и грамоты победителям.
В ходе любого праздника осуществляется решение целого ряда задач, способствующих гармоническому развитию ребенка, но одновременно ставится главная задача, в соответствии с которой подбирается тематика и содержания, определяются методы и приемы работы.
По доминирующей задаче выделяют следующие праздники.
Формирование здорового образа жизни. Это тематические праздники типа "Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья”, "День здоровье”.
Воспитание интереса к физкультуре и спорту, к личным достижениям, к спортивным событиям нашей страны и всего мира. Характерными особенностями этих праздников является включение в их программу игр с элементами командного и личного материала и эстафет. Подбор познавательного материала об олимпийском движении, российских спортсменах. Тематика таких праздников "Олимпийцы среди нас”, "Веселые старты”.
Шуточные праздники - развлечения с целью создания хорошего настроения от игр, аттракционов, совместной с взрослыми деятельности, музыкального сопровождения, забавных атрибутов. Цель таких праздников - позабавить детей, доставить им удовольствие.
Демонстрация спортивных достижений. Такой праздник обычно совмещается с итоговыми событиями в жизни детей: окончание учебного года ("Какими мы стали”) или сезонными изменениями: конец зимы, лета ("Лыжные соревнования”, "Велосипедные гонки”).
Формирование познавательной активности. Цель - расширять и систематизировать знания в области экологии, географии, астрономии, литературы. В такие праздники включаются соревнования эрудитов: викторины, разгадывание кроссвордов, отгадывание загадок. Такие викторины и конкурсы должны быть совмещены с соревновательными, двигательными конкурсами.
Воспитание нравственных качеств. Игровая деятельность, направленная на формирование готовности и умения прийти друг другу на помощь, является непременным компонентом содержания этих праздников.
По двигательному содержанию праздники делятся:
на комбинированные - стоится на основе сочетания разных видов физических упражнений: гимнастики, подвижных и спортивных игр, спортивных упражнений;
на основе спортивных игр (проведение между параллельными группами чемпионатов по футболу, баскетболу, хоккею и другим спортивным играм). Можно включить в праздник игры - эстафеты и игры с элементами индивидуальных и коллективных соревнований;
на основе спортивных упражнений. Такие праздники организуются на основе объединения нескольких сезонных видов спорта (например, ходьба на лыжах, катание на санках зимой или катание на велосипеде, роликах летом);
на основе подвижных игр, аттракционов, забав. Это наиболее распространенный вид праздника. Он не требует сложного инвентаря, специально оборудованной площадки. Универсальность праздника заключается в том, что к участию в нем можно привлечь детей всех возрастов и взрослых.
По методам проведения праздников выделяются следующие их разновидности:
игровые - проводятся с детьми всех возрастов; игры - прекрасное средство развития. Дети младшего возраста увлекаются самыми разнообразными подвижными играми. Некоторые описаны в пособии Прибыщенко М.Н. "Спортивные праздники круглый год”.
соревновательные - участники двух и более команд соревнуются между собой или все дети вступают в противоборство с реальным или воображаемым персонажем;
сюжетные - выполнение двигательных заданий осуществляется в соответствии с рассказом ведущего, а все игры и упражнения связываются единой темой и идеей;
творческие - их цель формирование творческой активности, умение самостоятельно принимать решения, инициативы (это задание - головоломки, поисковые вопросы).
Статьи по педагогике:
Анализ подходов к проблеме развития мелкой моторики у детей в
педагогике и психологии
Результаты проведенных психологами исследований и наблюдений показывают, что степень развития движений пальцев рук совпадает со степенью развития речи у ребенка. К сожалению, анализ показателей силы кисти правой руки школьников за последние десятилетия показывает во всех возрастных группах отрицате ...
Общекультурная компетенция учителя как компонент его
педагогической культуры
В “Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года” указывается, что модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных спосо ...
Характеристика опыта
проведения учебных занятий в учреждениях начального профессионального
образования с использованием интерактивных методов
В последние годы появились труды, в которых разрабатываются подходы и методы, позволяющие выстраивать образовательный процесс на гуманистических основах. Так, настоящим открытием стала педагогическая технология, основанная на применении интерактивных методов обучения. Понятие «интеракция» пришло к ...