Развитие социальной компетентности требует тщательного определения возрастных особенностей ее носителей. Наиболее сложным и важным, с точки зрения личностного развития, является подростковый возраст. Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками – все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких как умение сочувствовать, сопереживать чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д. Существенные проблемы связаны в этот период и с бурным развитием эмоциональной сферы: резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, большой диапазон полярных чувств – все это связано с «подростковым комплексом», наблюдаемым в возрасте от 10 до 16 лет у многих ребят.
Наиболее сенситивным периодом для развития социальной компетентности, по нашему мнению, является младший подростковый возраст (10-12 лет). Г. А. Цукерман называет этот возраст «ничья земля». Дети уже не относятся к младшему школьному возрасту, но еще не являются подростками, учебная деятельность перестает быть для них ведущей. Этот возраст, стратегически важнейший с воспитательной точки зрения, чрезвычайно чувствителен не только к негативным влияниям социума, но и к культурным ценностям, определяющим в дальнейшем главные жизненные выборы – в области образования, качества личных отношений, социальных ориентаций, здоровья. Именно в этот период вырабатываются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление «Я». Психологическими ресурсами в этом возрасте являются: высокая двигательная активность; положительный эмоциональный фон; игровой потенциал подростковой субкультуры; повышенная внушаемость.
Главная особенность младших подростков – личностная нестабильность, поведение носит противоречивый характер. Их пробудившаяся энергия и желание действовать вместе со сверстниками толкают к новым видам занятий. Отзывчивость на окружающее выступает в эти годы именно в склонности к практически значимым видам деятельности, росте общественной активности, готовности участвовать в самых различных начинаниях. Пожалуй, никакой другой возраст не несет с собой такой непосредственной потребности самоутверждения и безоглядной готовности действовать. Это кризисное время в жизни ребенка. Так, подростку необходимо разрешить множество противоречий. Между социальной и биологической зрелостью. Между потребностью быть взрослым и возможностью удовлетворить эту потребность. Между потребностью занять достойное положение в группе сверстников и способами ее удовлетворения. Трудности, возникающие в процессе взаимодействия младших подростков с другими людьми, могут быть обусловлены: отсутствием навыков общения (элементарным неумением слушать другого человека, поддерживать разговор, выражать свои чувства, реагировать на критику, критично оценивать высказывания и действия других людей); преобладанием эгоистических тенденций, неприятием позиций и требований взрослых, неадекватными претензиями на статус и роли в различных группах. Кроме того можно выделить следующие факторы, затрудняющие процесс развития социальной компетентности младших подростков: недостаточное включение в разные виды практической деятельности; небогатый социальный опыт; ограничение социальной активности подростка; а также низкий образовательный и культурный уровень родителей. «Детская натура весьма склонна к подражанию и, будучи предоставлена самой себе, она в короткое время может приобрести такое умственное и нравственное направление, что впоследствии самые сильные внушения разума, самые лучшие наставления и требования чести и долга не в силах уже будут изгнать укоренившиеся дурные навыки» (Н. А. Добролюбов).
Статьи по педагогике:
Методические основы преподавания
Изучение моделирования и формализации позволяет решить одну из задач курса информатики - формирование у учащихся системно-информационной картины мира, а основные понятия этой содержательной линии, такие как объект, система, системный эффект, системный анализ, модель, моделирование, формализация явл ...
Содержание досуговой деятельности детей
По содержанию досуг С.А. Шмаков подразделяет на ряд групп: – первая группа связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, игры, забавы, развлечения и другие). – вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмот ...
Влияние музыкального искусства на развитие детей
Младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов развития ребенка. В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразования, происходит становление учебной деятельности, в частности ее мотивации и базовых учебных ум ...