Формирование интонационной выразительности речи проводится по четырем основным типам интонационно-мелодических структур в процессе выполнения упражнений в определенной последовательности:
Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения.
Упражнения по отработке интонации повествовательного предложения характеризуются понижением мелодики на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением: Это Маша. Маша поет. На улице ранняя весна. И т. д.
Так как оформление повествовательной интонации во многом обусловлено изменением высоты ударного слога, большое внимание уделяется выделению ударного слога и работе над ритмикой слова. Поскольку в предложениях, составляющих единое целое – синтагму, как и в слове, можно выделить предударную – ударную или предударную – ударную – заударную части, то работа над ритмикой слова имеет своей целью обучение оформлению различных по отношению к ударению частей слова с помощью соответствующих звуковых средств (изменения высоты голоса, длительности гласных звуков). В процессе работы детям предлагается проговаривать сопряжено с логопедом, повторять за ним (отраженно), произносить самостоятельно различный речевой материал.
Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения осуществляется в следующей последовательности:
1. Отработка интонационных конструкций с интонационным центром в конце предложения. (Это мой стол). 2. Отработка интонационных конструкций с интонационным центром в середине предложения. (Саша купил книгу). 3. Отработка интонационных конструкций с интонационным центром в начале предложения. (Папа ходил в магазин). 4.Проговаривание предложений со сменой интонационного центра. Мама купила яблоки. – Скажи, что мама купила яблоки, а не папа. - Скажи, что мама купила, а не собрала. – Скажи, что купила яблоки, а не груши.
Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения.
В процессе работы детям показывается, что при воспроизведении вопросительной интонации голос резко повышается на слове, несущем фразовое или логическое ударение. При повторении вопроса голос еще более повышается и диапазон его увеличивается. Затем дети произносят сопряжено с логопедом, повторяют ха ним, произносят самостоятельно предложенный речевой материал.
Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова.
Резкое повышение тона в односложном слове:
Твой? – твой сок? Суп? – твой суп? Нос? – это нос?
Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на среднем слоге:
Солдаты? – там солдаты? Снежинки? – летят снежинки?
Резкое повышение тона с ударением на первом слоге:
Этот? – этот сад? Очень? – очень вкусно?
Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на последнем слоге:
Письмо? – вам письмо? Далеко? – тебе далеко?
Выделение вопросительной интонацией слова в начале, середине и в конце предложения:
Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка?
Отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом.
Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в начале предложения:
Кто пришел? Какое сегодня число? Сколько тебе лет?
Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в середине предложения:
Тебе сколько лет? Ты что будешь есть?
Закрепление вопросительной интонации в стихах (сопряжено с логопедом, по подражанию, самостоятельно).
Работа над интонацией восклицательного предложения.
Упражнения по отработке восклицательной интонации предложения, характеризующейся восходяще-нисходящей мелодикой: Какая она красавица! Это же мама! Доброе утро! и т. д., с включением упражнений на увеличение длительности синтагматически ударного гласного и замедление темпа произнесения предложения (например, при выражении ласки, нежности, просительности): За-а-айчик мой! Маша, да-а-ай ручку! и его сокращение: Смотри! Начинай работу! И т. д.
В процессе работы детям показывается, что при восклицательной интонации голос значительно повышается на логическом главном слове предложения, затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении интонации восклицательного предложения сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически.
Отработка интонации восклицательного предложения на материале междометий с использованием картинок и стихов.
Статьи по педагогике:
Особенности трудового воспитания детей с недостатками слуха
Труд является исторически первичным видом человеческой деятельности и составляет основу для развития человека в филогенезе и онтогенезе. В процессе труда человек не только осуществляет воздействие на окружающую действительность, но и активно изменяет свою собственную природу. Задачи трудового воспи ...
Методика работы с текстами французской современной художественной
литературы
Как уже было отмечено, изучающее чтение направлено на развитие понимания 100% информации, содержащейся в тексте. Кроме того, его задачей является сформировать у учащегося умение самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста (Фоломкина, 1981). В этой связи для реализации по ...
Формирование музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста
на музыкальных занятиях в ДОУ
Формирующий эксперимент проводился на базе того же детского сада и группы. Задача формирующего эксперимента: сформировать музыкальные способности у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ ; В ходе формирующего эксперимента нами была использована педагогическая технология ф ...